Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Юбилей белорусского комсомола

Предлагаемая выставка посвящена 100-летию ЛКСМБ – Ленинского коммунистического союза молодёжи Белоруссии, датой создания которого считается 24 сентября 1920 г., день открытия I съезда этой организации. Но 25–27 декабря 1918 года в Смоленске состоялся I съезд комсомольских организаций Западной Коммуны, на нём были приняты программа, устав и резолюции по организационным вопросам, которые были признаны в качестве действующих и I Всебелорусским съездом комсомола 1920 года, поэтому 25 декабря 1918 года, что подтверждено решением XII пленума ЦК ЛКСМБ в 1990 году, тоже рассматривается как дата создания ЛКСМБ. В настоящее время в стране существует несколько молодёжных организаций, считающих себя преемниками белорусского комсомола советских времён.

На протяжении десятилетий существования советского комсомола его состав всё более расширялся, в конце концов охватывая почти полностью население в возрасте от 14 до 28 лет, поэтому тема комсомола и тема молодости в жизни и в искусстве если и не совсем совпадали, то во многом соотносились. Соответственно и многие произведения, представленные здесь, лишены сугубо комсомольских примет, они просто о молодых, но юность эта – в той или иной мере комсомольская.

Коллекция Национального художественного музея Республики Беларусь позволяет показать комсомольское движение исторически и тематически многопланово, в разных аспектах деятельности. Начальный этап отражен в произведениях Ю. Пэна, М. Филипповича, Ю. Зайцева, Р. Кудревич, А. Финского, Н. Яковенко. События и герои военных лет изображены в работах С. Вакара, И. Давидовича, М. Данцига В. Занковича, Б. Ивонтьева, А. Малишевского, М. Савицкого, А. Селятыцкого. Участие молодёжи в послевоенном и дальнейшем строительстве и производстве запечатлено в произведениях И. Ахремчика, А. Бочкарёва, В. Боровко, Р. Кудревич, Л. Лейтмана, П. Лысенко, Л. Марченко, Н. Рыжикова, И. Тихонова, М. Чепика. Также нашли отражение в искусстве темы учёбы, отдыха, спорта, службы в армии – работы З. Азгура, А. Заспицкого, А. Кищенко, Н. Ливенцевой, А. Метлицкого, Н. Полянкова, Н. Селещука, Д. Щемелёва. По своим образным и художественным особенностям представленные произведения соотносятся с методом социалистического реализма, в соответствии с его изменениями на протяжении десятилетий и индивидуальным почерком каждого художника. Ряд их полвека назад экспонировался на юбилейных выставках, посвящённых всесоюзному (1968) и белорусскому (1971) комсомолу – это работы И. Ахремчика, С. Вакара, И. Давидовича, Ю. Зайцева, Р. Кудревич, П. Лысенко, А. Малишевского, Н. Рыжикова, М. Савицкого, Н. Яковенко.

На примере нескольких десятков живописных, графических, скульптурных работ, созданных в 1920–1980-е годы, можно видеть, в том числе, как изменялись люди, время, искусство. В 1920-е годы художники разных поколений постепенно осваивали новую тему, отмечая новое, невиданное, но в рамках собственной стилистики, мироощущения – без “канонизированного” подхода. Тема “молодости вообще” обретала дополнительные обертоны, прослеживающиеся в типизированных портретах работы 70-летнего Ю. Пэна и 30-летнего М. Филипповича. Художники, которые изображали события, персонажей того времени спустя десятилетия, Р. Кудревич, Ю. Зайцев, А. Финский, Н. Яковенко, делали это уже в рамках обязательной романтической концепции, вообще свойственной советскому искусству, в том числе трактовке темы молодости, традиционно связываемой с возвышенностью чувств, чистотой стремлений, самоотверженностью во имя идеи. Жизнь и идеология влияли на искусство, и искусство влияло на жизнь. В работах этих мастеров при концептуальном сходстве можно наблюдать очевидную стилистическую самостоятельность, связанную с художественным выбором и способностями каждого: эмоциональная, свободная живопись Кудревич и лепка Яковенко, выверенные и динамичные, словно чеканные формы у Зайцева, внешне спокойная повествовательность у Финского.

Особой напряжённой эмоциональностью, порой экспрессивностью отличаются произведения, посвящённые событиям войны, – трагические, драматические, элегические картины А. Малишевского, М. Савицкого, И. Давидовича, М. Данцига, Р. Кудревич. Опираясь на конкретные события и реалии, художники трактуют жизненный материал не батально или жанрово, а бытийно, обобщённо, как воплощение понятий верности, борьбы, мужества, самопожертвования. Портретная скульптура, несмотря на конкретность исторических лиц, изображённых С. Вакаром, Б. Ивонтьевым, А. Селятыцким, также имеет характер, тяготеющий к монументально-обобщённой специфике образа и формы.

Тема созидательных свершений молодёжи отражена в ряде произведений, полярными точками которых являются работы Лейтмана и Чепика. Из всех представленных здесь работ, наверное, только в композиции Л. Лейтмана отсутствует творческая индивидуальность почерка, поскольку в то время в советском искусстве она не приветствовалась, но в образной структуре присутствует свойственный ему мягкий жизнерадостный лиризм. А в картине М.Чепика творческая воля автора преображает ряд конкретных приложений сил студенческих отрядов в своего рода многофигурный динамичный “вечный двигатель” с силой и мощью темперамента этого художника, используя, кроме того, некоторые формальные приёмы искусства 1920-х годов.

Пафос воплощения чистой, светлой, деятельной юности присутствует также в работах Р. Кудревич, М. Данцига, Н. Ливенцевой, П. Лысенко, Н. Рыжикова, Л. Щемелёва, Н. Селещука, И. Тихонова, В. Боровко. Как конкретные, так и типизированные персонажи этих работ выражают одновременно реальность и мечту о прекрасном человеке, строителе “светлого завтра”, и уверенность в нём.

Ивонтьев Борис Владимирович. 1926–1985. Портрет Петра Ивановича Куприянова (1926–1944), Героя Советского Союза. 1975. Бронза. 55х43х37

Бочкарёв Анатолий Александрович. 1942–1997. Портрет М.Н. Силовой, студентки, участницы строительных отрядов. 1970–1972. Гранит. 43х20х36

Салятыцкий Анатолий Иосифович. 1940. Портрет Ольги Осиповны Сóломовой (1920–1944), учительницы начальных классов, секретаря Гродненского подпольного городского комитета ЛКСМБ. 1975. Бронза, гранит. 60х28х35

Яковенко Николай Николаевич. 1932–2006. Восстановим! 1958. Бронза. 61х41х87

Вакар Сергей Михайлович. 1928–1998. Портрет Николая Александровича Кедышко (1923–1943), Героя Советского Союза. 1967. Лабрадор. 57х44х46

Азгур Заир Исаакович. 1908–1995. Комсомолка Наташа Селиханова. 1958. Мрамор, гранит. 83х68х48

Заспицкий Андрей Михайлович. 1924–2019. Гимнастки. 1971. Алюминий. 38,3х41х20

Занкович Валентин Павлович. 1937. Город-герой борется. 1985. Бронза. 85х30х33

Финский Александр Михайлович. 1953. Первый учитель. 1982. Бронза. 53х31х25

Метлицкий Александр Иванович. 1953–2003. Портрет рядового Вассо. 1979. Дерево. 48х26х28

Лейтман Лев Маркович. 1896–1974. Молодежная бригада тракторного завода за работой. 1950. Бумага, гуашь, акварель. 35х50

Лысенко Петр Павлович. 1931–2010. У автобусной остановки. 1970. Из серии «Молодой Лукомль».Бумага, итальянский карандаш. 57х74

Рыжиков Николай Максимович. 1939–2012. Аппаратчики. Из серии «Гродно. Комсомольская ударная стройка». 1970. Бумага, офорт. 49х43

Марченко Леонид Максимович. 1941–1996. Лето в Золотинке. Проспект имени Николая Кедышко. Из серии «Байкало-Амурская магистраль». 1976. Бумага, офорт. Л. 60х70; и. 47,7х52,7

Ганцевич Григорий Самуилович.1915–1986. Плакат «50 лет ЛКСМБ». 1970. Бумага, темпера. 80х60

Кальмаева Людмила Михайловна. 1946. Плакат «Памяти Николая Чепика». 1985. Картон, гуашь. 90х60

Пэн Юрий Моисеевич. 1854–1937. Сапожник-комсомолец. 1925. Картон, масло. 99х78

Филиппович Михаил Матвеевич. 1896–1947. Комсомолка в национальной одежде. Конец 1920-х. Холст, масло. 121,5х102

Кудревич Раиса Владимировна. 1919–2000. Первая репетиция. 1963. Холст, масло. 220х146

Малишевский Альгерд Адамович. 1921–1989. Клятва. 1970. Холст, масло. 174х224

Давидович Исаак Аронович. 1911–1990. Нарочанская быль. 1967. Холст, масло. 176,5х192,5

Савицкий Михаил Андреевич. 1922–2010. Комсомольцы. 1970. Холст, масло. 200х150

Данциг Май Вольфович. 1930–2017. Купаловские строки. 1972. Холст, масло. 131х171

Кудревич Раиса Владимировна. 1919–2000. Весна. 1945 год. 1970. Холст, масло. 180х179,6

Тихонов Иван Тихонович. 1922–1993 Партизаны и комсомольцы на строительстве тракторного завода. 1983. Холст, масло. 200х255

Ахремчик Иван Осипович.1903–1971. Комсомолец Костя, рабочий Минского тракторного завода. 1960. Холст, масло. 100,5х79,5

Кудревич Раиса Владимировна. 1919–2000. Новый адрес. 1967. Холст, масло. 179,5х120,5

Полянков Никалай Степанович. 1921–2005. В увольнении. 1965. Холст, масло. 109х185

Данциг Май Вольфович. 1930–2017. Наследие. 1973. Холст, масло. 249,6х299,3

Кищенко Александр Михайлович. 1933–1997. Комсомольцы 1970-х годов. 1971. Холст, масло. 140х120

 

Ливенцева Надежда Викторовна. 1952. Комсорг. 1976. Холст, масло. 116х87,5

Селещук Николай Михайлович. 1947–1996. Портрет актрисы Светланы Суховей, делегата ХІХ всесоюзного съезда комсомола. 1983. Холст, масло. 120х120

Щемелёв Леонид Дмитриевич. 1923. Семнадцатилетние. 1977. Холст, масло. 200х250

Чепик Михаил Филиппович. 1925–2000. Трудовой семестр. 1975. Холст, масло. 167х183

Боровко Валентин Михайлович. 1940–1988. Смена. 1973. Холст, масло. 140х200

 

В.В. Войцеховская – ведущий научный сотрудник

отдела современного белорусского искусства