Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Виртуальная выставка «Владимир Доморад. Художник-ветеран», посвященная Дню Победы

Работ этого бобруйского художника, ветерана войны в коллекции Национального художественного музея было немного – всего пять. В 2020 году сын художника, минский пейзажист Семен Доморад, подарил музею еще 14 графических работ отца, которые мы представляем на этой выставке.

Творчество Владимира Доморада (1919-2005) неразрывно связано с Бобруйском. В его живописных произведениях отражены многие события, сказавшиеся на облике города, сохранены образы горожан. Художником создано множество интересных произведений в жанрах тематической картины, чаще всего сюжетно связанных с войной; пейзажа, в том числе образы индустриального Бобруйска.


"Хлеб партизанам". 1974. (бумага, акварель)  

Владимир Доморад родился в Бобруйске в 1919 году, когда город был занят польскими войсками. Его alma mater – Витебское художественное училище. В. Домораду повезло учиться у таких замечательных педагогов, как Л. Лейтман, Ф. Фогт, В. Дежиц, стоявших у истоков витебской акварельной школы. По завершении учебного курса, в 1939 году, получил направление в Бобруйский колхозно-совхозный театр, где в довоенные годы участвовал в оформлении ряда спектаклей.

С 1942 года В. Доморад на фронте. Некоторое время был снайпером, а после ранения переведён на комсомольскую работу. После возвращения домой снова работал художником-постановщиком, только уже в Русском театре Бобруйской области. Ещё одна страница биографии художника – работа в краеведческом музее. В. Доморад занимал должность хранителя фондов.

В апреле 1948 года член Союза художников А. Островский и В. Доморад, бывший в то время кандидатом в члены Союза, стали представителями художников Бобруйской области на II съезде Союза художников БССР, а затем занимались созданием Товарищества художников Бобруйской области – областной секции Союза.


Художники-ветераны (в центре В.Доморад)

В. Доморад активно демонстрировал свои работы на многих выставках. Значительное внимание зрителей и критики привлекла к себе работа маслом «Возложение венков на могилу Бахарова» – наибольшая творческая удача художника в послевоенные годы. В тот период создание больших тематических картин патриотического содержания было общей тенденцией советского искусства, и В. Доморад не остаётся в стороне от этого процесса. Картина была показана на Республиканской выставке 1953 года. Последний раз она выставлялась в Центральном Доме офицеров в Минске в 1953 году. Скорее всего, была передана в клуб воинской части.

В первые пятнадцать послевоенных лет В. Доморад работает в разных техниках, однако к концу 1950-х годов заметно преобладает акварель.

1960-е годы в художественной жизни Бобруйска мы рассматриваем как новый самостоятельный период, получивший своё «лицо», в первую очередь за счёт притока в город молодых сил. Новые художники постепенно, шаг за шагом, оттесняли своих старших коллег.    

И только работы В. Доморада систематически продолжали отмечать на выставках журналисты и художественные критики. Необходимо отдать художнику должное. Он сумел прочувствовать «новое время», отреагировать и встроиться в него. В. Доморад обрёл важную составляющую своего творчества, которая способствовала формированию индивидуальности художника. Именно в 1960-е годы виды отстраивающегося Бобруйска, выполненные в акварельной технике уже зрелого мастера, становятся его основной темой на длительный период. Это наиболее узнаваемая часть творчества и своеобразная визитная карточка В. Доморада.

"Подлужье". 1967. (бумага, акварель)

В 1969 году состоялась первая персональная выставка, приуроченная к 50-летию художника. Индустриальные пейзажи Бобруйска доминировали в экспозиции. Избранная тема представляла автора зрителю как летописца, знатока истории и художника с выраженным логическим мышлением. Индустриальные пейзажи демонстрируют уверенный профессионализм, следование традициям витебской акварельной школы.

"Бобруйск. Новая пристань". 1971. (бумага, акварель) 

"Бобруйская пристань". 1973. (бумага, акварель)  

Живописная история некоторых бобруйских предприятий зачастую начинается с пейзажей с экскаваторами и самосвалами на пустырях, с закладыванием заводских корпусов, с высокими трубами котельных, с рельсовыми путями. Так создавались шинный комбинат, ТЭЦ-2, машиностроительный завод им. Ленина…

Особое предпочтение художник отдавал изображениям пристани с её небольшими судами и баржами, портовыми кранами, горами песка и брёвен и всегда спокойной, ровной гладью реки, переливающейся всеми красками, подобно зеркалу отражающей рассветы и закаты с бесчисленными оттенками весны, лета и осени. Красавица Березина в его картинах предстаёт неутомимой труженицей, несущей своими водами бесчисленное количество плотов к лесокомбинату, которому тоже посвящено множество работ. Художник со свойственной ему тщательностью и фотографической точностью рисует процессы подачи леса в перерабатывающие цеха.

"Разлив на Березине". 1968. (бумага, акварель)

Творческие предпочтения В. Доморада складывались на протяжении длительного времени. Заметно, как формировалась его индивидуальность, как он находил свою узнаваемую манеру. В тематических картинах, в индустриальных пейзажах мы видим художника, работающего в стилевых рамках своего времени. Это не односеансные этюды, а сложные по композиции и технике исполнения пейзажи-настроения.


"Осень под Бобруйском". 1998. (бумага, акварель)
(Дар Семёна Домарада)

В этих работах выделяется особо трогательное отношение художника к просторам родной Бобруйщины, восхищение дивными уголками первозданной природы, видами Березины с бескрайними заливными лугами, притоками, озёрами и старицами.


"На реке Птичь". 1988. (бумага, акварель)
(Дар Семёна Домарада)

Работы выполнены с типичной для В. Доморада пастельной нежностью. Пейзажи Бобруйщины – это Родина, дорогие сердцу места, с которыми связана вся жизнь художника, они пробуждают в его душе свет и мягкость, переносимые в произведения.

Нельзя не сказать об удивительной работоспособности мастера. Из года в год, изо дня в день до самого конца своей жизни художник приходил в мастерскую и работал. А результатом упорного труда были регулярные персональные выставки, проходившие практически каждые пять лет.


"Хороший улов". 1987. (бумага, акварель)
(Дар Семёна Домарада)

Творчество В. Доморада – это долгий путь художника, пройденный со своей страной, впитавшего её культуру, традиции и идеологию. В многочисленных картинах видно отражение этого пути, жизнь Отечества как в трагические периоды, так и в годы восстановления и развития экономики, для потомков сохранены образы людей близких и далёких, открыта красота и лиричность родной природы. Необычен выбор художником основной темы своего творчества – индустриализации родного города. И по прошествии десятилетий его работы не только сохранили художественные достоинства, но и приобрели историческую ценность, став живописным свидетельством промышленного становления родного города.


"Скотный двор Малые Бараники". 1969. (бумага, фломастер)
(Дар Семёна Домарада)

Текст Геннадия Благутина
Бобруйский художественный музей

------------------------------------------------------------------------------------------------------ 

Из статьи «Индустриализация Бобруйска в творчестве Владимира Доморада», Нефедовские чтения, 2020