Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Василий Андреевич Тропинин. К 225-летию

Мир образов, созданный кистью В.А. Тропинина, покоряет своей удивительной человечностью, душевной тонкостью, лиризмом.
Судьба художника была нелегкой: Тропинин родился в семье крепостного и до 43 лет жизни оставался крепостным. Заметив увлечение юноши живописью, его отправили в Петербургскую Академию художеств, где он 7 лет учился у известного художника С.С. Щукина.

Вернувшись на Украину, в имение графов Морковых, которым он принадлежал, Тропинин стал домашним живописцем, продолжая выполнять обязанности дворового человека. Несмотря на долгие годы подневольной жизни, художник сумел сохранить чувство собственного достоинства и доброжелательное отношение к людям.

В коллекции Национального Художественного музея Республики Беларусь творчество Тропинина представлено 9 произведениями.

«Мальчик с топориком» (конец 1810-х гг.)
Вариант картины под названием «Крестьянский мальчик с топориком» находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

Холст, масло. 44,8 х 36. Приобр. в 1955 г. в частном собрании. РЖ-446.

Тропинин любил и умел писать детей. Если в искусстве 18 века их обычно изображали «маленькими взрослыми», то Тропинин понимал и ценил детство как самостоятельный момент развития человеческой личности. Ребенок для художника – маленький человек с чистой, мечтательной душой, доверчивым отношением к жизни. Таков его «Мальчик с топориком».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Портрет мальчика» (1820-е гг.)
Картина неоднократно варьировалась.

Холст, масло. 51 х 40. Приобр. в 1955 г. в частном собрании. РЖ-605.

В «Портрете мальчика» замечательно передано непосредственное душевное движение. В этих картинах В.А. Тропинин выступает как последователь идей сентиментализма с его призывом к «естественности нравов и поведения».

Сентиментализм, утверждающий внесословную ценность человеческой личности, внимательный к миру чувств, настроений, переживаний, был близок самой натуре художника. Тропинина прежде всего привлекает конкретный человек в частной жизни, в домашней обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет В.И. Ершовой с дочерью (1831 г.)
Холст, масло. 99,8 х 80,8. Слева посредине: В. Тропининъ. 1831. Приобр. в 1966 г. в частном собрании. РЖ-1427.

Собранию Национального Художественного музея Республики Беларусь принадлежит одно из лучших произведений В.А. Тропинина – портрет В.И. Ершовой с дочерью (1831 г.). Изображена Варвара Ивановна Ершова (1797-1847), урожденная Барышникова, жена статского советника Гаврилы Петровича Ершова (1772-1852), с дочерью Екатериной Гавриловной Ершовой (1826-1845) в детстве.

Как большинство тропининских портретов, он несложен по композиции: сидящая в кресле женщина ласково обнимает маленькую девочку, прильнувшую к ее коленям. Удивительно переданы очень естественный, любящий жест матери, ее мягкая улыбка. Образ девочки трогательно-нежен, в белом платьице с розовыми бантами она похожа на легкокрылую бабочку, готовую в любой миг вспорхнуть и улететь. Пейзаж за окном, – старый парк, освещенный закатным солнцем, – вносит в картину чувство умиротворенности, душевной гармонии, царящей в доме. С любовью выписанные детали – кружева, ткани, украшения, изысканная гамма коричневых, черных, темно-серых, белых, розовых тонов свидетельствуют о большом живописном мастерстве В.А. Тропинина.

 

Портрет Л.Н. Кожиной (1834 г.)
Холст, масло. 98 х 76,8. Слева на корешке книги: В. Тропининъ. 1834. РЖ-603.

Многим моделям художника свойственны доброжелательность, душевная открытость. Этими чертами отмечен портрет Л.Н. Кожиной (1834 г.). Изображена Лидия Николаевна Кожина (1805-1881), урожденная Всеволжская, во втором браке Де-Жюльвекур.

В портрете Л.Н. Кожиной отражен духовный облик женщины того времени – умной, начитанной, живущей богатой внутренней жизнью. Она изображена сидящей в кресле с письмом в руке. Поза изящно-непринужденна, внимательный взгляд устремлен прямо на зрителя. Глаза как будто спрашивают: «Хотите знать, о чем мне пишут?» В этом желании найти в другом человеке собеседника, поделиться с ним сокровенными мыслями, слышен отзвук «Исповеди» Ж.Ж. Руссо, «властителя дум» нескольких поколений дворянской интеллигенции.

 

 

 

 

 

«Портрет купчихи в синем повойнике» (1830-е гг.)
Холст, масло. 101,5 х 79,7. Приобр. в 1963 г. в частном собрании. РЖ-604.

В 1823 году, получив «вольную», В.А. Тропинин поселился в Москве, которая привлекала его своей патриархальностью, спокойствием, тишиной. Эта атмосфера как будто оживает в «Портрете купчихи в синем повойнике» (1830-е гг.). В нем чувствуется неторопливое течение жизни купеческого Замоскворечья, с размеренным укладом, вековыми, «домостроевскими» традициями. В отдыхающей позе купчихи, уютном жесте рук, – достоинство и покой зрелых лет. Тропинин мастерски передает фактуру бархатного платья, тонкий узор кружев, синий шелк повойника, мягкое мерцание жемчужного ожерелья. Купчиха сидит у окна, из которого открывается вид на московский Кремль. Этот пейзажный мотив наполняет картину поэтическим чувством и воспринимается как символ древней столицы, пережившей нашествие французов и страшный пожар.

 

 

 

 

 

 

 

«Старуха, обрезающая себе ногти» (1840 г.)
Повторение картины под названием «Старуха, стригущая ногти» 1850 г. находится в ГРМ.
Холст, масло. 83,1 х 69,3. Слева внизу: В. Тропининъ. 1840. РЖ-1510.

В.А. Тропинин создал тип картины, в которой соединились черты интимного портрета и жанра. «Старуха, обрезающая себе ногти» (1840 г.) – одно из лучших произведений такого рода. Облик старой женщины благороден, значителен, овеян лирическим чувством. Жест очень естествен, пластически выразителен. Черты лица выписаны с удивительной теплотой и нежностью (возможно, художнику позировала жена – Анна Ивановна). Картина написана в сдержанной гамме красно-коричневых тонов. Гуманизм Тропинина, его уважение к простому человеку отразился в ней ярко и убедительно.

 

 

 

 

 

 

Женский портрет. Конец 1830 – нач. 1840-х
Холст на картоне. 35 х 27,8. Слева посредине: В. Тропининъ. Приобр. в 1957 г. в частном собрании. РЖ-151.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Бандит». (Портрет М.А. (?) Оболенского) 1840-е гг.
Холст, масло. 120,6 х 95,7. Приобр. в 1962 г. в частном собрании. РЖ-1250.

Очень интересен портрет кн. Оболенского в костюме итальянского разбойника («Бандит», 1840-е гг.). Возможно, изображен князь Михаил Андреевич Оболенский (1805-1873), археолог, писатель, археограф, директор Главного архива Министерства иностранных дел в Москве (1840-1873). Издавал «Сборники князя Оболенского» (1838-1859), в которых публиковал древнерусские исторические документы и памятники письменности.

В эпоху Николая I тема маскарада приобрела особое звучание. В 30-40-е годы 19 века балы-маскарады вошли в моду и стали необычайно популярны. И этому можно найти объяснение. Император столь ревностно старался превратить страну в огромную казарму, где должен царить строгий порядок, что балы-маскарады были едва ли единственным местом, где человек мог ненадолго освободиться от тесного мундира и дать волю своим чувствам.

Кн. Оболенский одет в костюм итальянского разбойника. Его поза, горящий взор, – эффектно-театральны. В этом романтическом образе как будто таится жажда подлинной жизни с ее бурями и кипением страстей. Их отзвук слышится в великолепном красном цвете плаща и пера на шляпе. В портрете как будто живет мятежный дух итальянских карбонариев: Италия в те годы была символом свободы и романтической мечты. Но благородный разбойник кн. Оболенского существует в воображаемом мире, он – романтический герой всего лишь бала-маскарада. В 40-е годы 19 века идеалы романтизма потускнели, на портрете лежит лишь их отблеск.

Портрет Н.И. Бера с женой (1850 г.)

Холст, масло. 242,5 х 153,7. Слева внизу: В. Тропининъ. 1850. Приобр. в 1960 г. в частном собрании. РЖ-606.

К числу редких в творчестве В.А. Тропинина парадных портретов относится портрет Н.И. Бера с женой (1850 г.). Изображен Николай Иванович Бер (1803 – после 1854), лекарь по военному ведомству и Министерству внутренних дел (1824-1834), ординатор московской Мариинской больницы (1834-1836), статский советник, с женой Надеждой Михайловной, урожденной Протасьевой.

Огромный размер, написанные в рост фигуры, эффектный фон с декоративной зеленью, мраморной скульптурой, большой вазой цветов придают ему торжественный, импозантный вид. Изящный утренний наряд Надежды Михайловны Бер вносит в картину интимную ноту. Замечательно выражение нежной заботы на лице Николая Ивановича Бера. И в парадном портрете В.А. Тропинин прежде всего с поразительным мастерством передает то глубокое, сердечное чувство, которое соединяет этих людей.

Уважение к человеку, умение открыть в нем истинные достоинства ума и сердца, красоту души – черты, отличающие замечательный талант В.А. Тропинина.

Авторы проекта: 
Идея – зав. отделом русского искусства Резник Т.А.
Текст – Заведующая сектором экскурсионной и лекционной работы НХМ РБ Щербакова М.А.
Иллюстративный ряд (фотографирование) – Козлов Д.Н.
Размещение на сайте – Заведующая сектором мультимедийных технологий НХМ РБ Яницкая П.А.