Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

К 165–летию Василия Владимировича Пукирева (1832–1890)

…Полумрак церкви. Свечи ярко освещают лишь жениха, невесту и священника, совершающего обряд венчания. Важный старик-чиновник берет в жены молодую девушку. Ее бледное, заплаканное лицо поражает измученным, страдальческим выражением, а пышный свадебный наряд кажется жестокой насмешкой. Перешептываются гости, оценивая красоту бесприданницы. Стоящий за нею молодой человек глубоко задумался о разыгрывающейся перед ним жизненной драме...

Картина «Неравный брак» была написана Василием Пукиревым в 1862 году (находится в Государственной Третьяковской галерее) и сразу же завоевала широкую известность. В ней громко заявила о себе новая тема –социальные противоречия современной российской действительности. Возвышенные образы античных и библейских сюжетов остались уделом академической живописи. «Прекрасное есть жизнь», утверждал Н.Г. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», ставшей манифестом демократического направления в изобразительном искусстве. По мысли Чернышевского, художник должен не только отображать реальную жизнь, но и произносить над нею свой приговор.

В «Неравном браке» проблема бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против ее воли, была «выставлена» на всеобщее обозрение. Большой размер полотна – фигуры написаны почти в натуральную величину – привлекал к нему особенное внимание. Зрители, стоящие перед картиной, чувствовали свою причастность к происходящему, становились выразителями общественного мнения. Этому же способствовала и живописная манера художника: очень тщательно, с большим мастерством выписаны лица главных участников события, атласная ткань подвенечного платья, цветы, кружева, драгоценности, рельефное шитье парчовой ризы священника.

У картины «Неравный брак» есть свои легенды и загадки. Ее замысел связан с реальной историей друга В.Пукирева – Сергея Варенцова, который полюбил Софью Николаевну Рыбникову и собирался жениться на ней. Но родители выдали ее за близкого родственника Сергея – богатого купца 1-гильдии Андрея Александровича Карзинкина. А отвергнутый жених стал шафером на свадьбе любимой девушки… На эскизе в образе стоящего за невестой молодого человека со скрещенными на груди руками и был первоначально изображен Сергей Варенцов. Узнав об этом, он обиделся на художника за то, что тот сделал его историю достоянием публики. И Пукирев в качестве шафера написал себя самого. Возможно, мотивом послужила еще одна драма, произошедшая уже с самим В.Пукиревым. Существует предположение, что юную невесту художник писал с девушки, в которую был влюблен – Прасковьи Варенцовой. В собрании Третьяковской галереи есть карандашный рисунок В.Д.Сухова, сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне» (В этой богадельне, устроенной купцами Мазуриными, доживали свой век одинокие, не имеющие семьи, женщины). Прасковью Варенцову выдали замуж за старика, а Василий Пукирев вскоре уехал на несколько месяцев за границу, чтобы отвлечься от мучительных переживаний. Обе истории произошли в 1861 году, а в 1862 был создан «Неравный брак». Тогда же вышел указ Синода о запрещении браков с большой разницей в возрасте.

«Неравный брак» стал самой известной картиной В.Пукирева.

Происходил художник из тульских крестьян. Еще мальчиком работал подмастерьем у иконописца. Учился в Московском училище живописи и ваяния(1847 – 1858гг.) у известного педагога С.К.Зарянко. В 1860 году получил звание академика. В 1863 году за картину «Неравный брак» Академия художеств присвоила В.В.Пукиреву звание профессора «по живописи народных сцен». Впервые Академия давала такое звание за картину не исторического, а бытового жанра.

В экспозиции Национального художественного музея представлен вариант—повторение картины «Неравный брак», написанный в 1875 году. Большая искренность чувства, сострадание к нелегкой женской доле, вера в возможность искусства влиять на нравы общества стали залогом успеха и долгой жизни знаменитого живописного произведения.

Образ невесты—бесприданницы, созданный кистью В.Пукирева, живет в нашей памяти вместе с героинями Н.Некрасова, А.Островского, Ф.Достоевского.

Авторы проекта: 
Текст – Зав. сектором лекционно-экскурсионной работы отдела научно-просветительской работы НХМ РБ М.А.Щербакова
Иллюстративный ряд (оцифровка произведений) - Д.Н. Козлов

Размещение на сайте – Зав. сектором мультимедийных технологий отдела научно-просветительской работы НХМ РБ П.А. Яницкая