Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

«Вставай, страна огромная!»

Выставка произведений живописи из коллекции музея, приуроченная ко дню памяти и скорби белорусского народа – 75-летию начала

Великой Отечественной войны

 

С начала 1940-х годов, в течение почти полувека, военная тема стала одной из магистральных в белорусском искусстве. Размах, широта и одухотворенность образов, созданных художниками в 1940–1980-е годы, придали многим произведениям хрестоматийный характер, знакомый каждому школьнику.

В национальном искусстве сложилось особое прочтение военной темы. Именно Беларусь первая приняла удар врага. Ее земли четыре года были оккупированы фашистами, народ вел напряженную партизанскую войну. Погибла почти четверть населения. В годы Великой Отечественной войны многие художники ушли на фронт. Среди них – В. Громыко, А. Малишевский, П. Маслеников, А. Мозалев, М. Савицкий, В. Сахненко, В. Суховерхов, Л. Щемелев и др. Жертвами фашистского режима стали скульптор А. Бразер, график А. Астапович и др.

В Минске уже в 1944 году был открыт Музей истории Великой Отечественной войны.

Война стала своеобразным «водоразделом» в памяти людей. Сложились особые понятия – «довоенное» поколение, «военное» поколение. И это деление – не возрастное, а качественное. В искусстве ХХ века можно выделить три сформировавшихся поколения художников, затронувших в своем творчестве тему войны. И прежде всего это художники 1930-х годов, чья творческая зрелость пришлась на военные годы. Следующее поколение в искусство пришло уже в 1960-е годы. Детство этих людей выпало на время военных событий. И наконец, наши современники – художники, родившиеся в 1950–1960-е годы, знающие о войне по произведениям искусства и по рассказам поколения их родителей, без личного опыта трагических переживаний.

Каждая поколенческая формация привнесла в эту тему свое, присущее времени и судьбе, мироощущение.    Одно их объединяет: понимание того, что для такой темы нужна правда без внешних «шумовых» эффектов и натужного пафоса.

Особенность творчества художников военного времени – изображение разрушенных войной городов, сожженных деревень (М. Беленицкий. «Фашистская грабьармия в Беларуси», 1942). Они были потрясены неузнаваемым видом белорусских сел и городов, лежащих в руинах. Именно от таких документальных произведений веет той жизненной правдой, которой и добивался мастер. Художники, аккумулировавшие духовную энергию общества, отдали ее в первые военные годы. В белорусском искусстве к таким произведениям-шедеврам можно отнести скульптурные портреты 1943 года А. Бембеля «Портрет Н. Гастелло» и «Портрет Ф. Смолячкова» З. Азгура.

К искусству военного времени нужен особый подход – в этом случае сливаются этические и эстетические начала. Особую ценность в произведениях этого периода приобретает критерий жизненной правды. Если этот принцип создания художественного произведения присутствует, то оно остается в истории искусства.

По вызову ЦК КПБ Беларуси многие белорусские художники направлялись в Москву в распоряжение Управления по делам искусств при СНК Белорусской ССР. Они работали в отделе пропаганды и агитации по своей прямой специальности – живописцами и скульпторами. Многие произведения создавались с натуры за ограниченное количество сеансов, отсюда – живость непосредственного впечатления в передаче индивидуального облика моделей и этюдность исполнения портретов. Часто эскизы и наброски использовались уже в послевоенные годы. Художник Е. Зайцев написал по этим этюдам картину «Стоять насмерть» (1948).

Интерес к военной теме у художников среднего поколения был обусловлен не только ее масштабностью, но и стремлением художественного осмысления драматических событий, желанием попробовать себя в социально-значимом произведении, где есть все – и пафос, и психологизм, и трагедийность. Военная тема для белорусского искусства второй половины ХХ века стала высшим мерилом мастерства для художника, тем, чем для живописца ХIХ века были исторический и мифологический жанры.

Философские размышления и обобщения военной тематики присущи творчеству многих художников среднего поколения. События войны осмыслялись ими уже в контексте реалий послевоенной жизни. Началом таких напряженных поисков можно назвать рубеж 1950–1960-х годов, а затем и последующее десятилетие, в котором органично развивался так называемый «суровый стиль» в белорусской советской живописи. В это время все яснее утверждалось отношение к событиям войны как теме исторической – великом этапе истории советского народа, что сказалось и на концепции большинства произведений. В это время появляются такие шедевры белорусской живописи, как «Защитники Брестской крепости» (1957–1958) И. Ахремчика, «Партизанская мадонна» (1967, вариант – 1978) М. Савицкого, «О Великой Отечественной» (1968) М. Данцига и многие другие.

Эмоционально наполненные произведения художников о военном времени всегда будут иметь «особый статус» в истории белорусского искусства (Л. Аседовский. «Вставай, страна огромная!», 1985; В. Тоболич «Огненная деревня». Диптих, 1984; А. Гугель «Дети войны», 1985).

 

Беленицкий Матвей Захарович. 1909–1990. Фашистская грабьармия Беларуси. 1942. Холст, масло

Воронов Натан Моисеевич. 1916–1978. Памяти однополчан 1941-го. 1973. Холст, масло

Таболич Григорий Федосьевич. 1956. Огненная деревня. Диптих. 1984. Холст, масло 

Асядовски Леонид Николаевич. 1934–1990. «Вставай, страна огромная". 1985. Холст, масло

Гугель Адольф Самуилович. 1915–1999. Дети войны. 1985. Холст, масло

Зайцев Евгений Алексеевич. 1908–1992. Стоять насмерть. 1948. Холст, масло