Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Предвкушение Весны: Женщины и белорусская художественная керамика ХХ века

Археологи считают, что первыми в истории гончарами были именно женщины. Большая часть работ периода неолита сделана ими. Наблюдательные женщины заметили, что после ливня следы животных или людей, оставленные на грунте, становятся твердыми и могут хранить жидкость. Тогда же они и попробовали использовать эти формочки в качестве посуды на пещерных «кухнях». Но такая «посуда» быстро разбивалась. Однажды кто-то заметил, что случайно брошенный в огонь «горшок» после обжигания становился твердым и служил намного дольше. Так наблюдательность и фантазия привели к созданию гончарного искусства.

Глина – это земля, и женщина тоже, как и земля, плодоносящая. Поэтому керамика испокон веков – искусство, пластичное и одновременно твердое, соответствующее вечно женственному. Недаром так много в Беларуси талантливых художниц, занимающихся именно керамикой.

В коллекции декоративно-прикладного искусства НХМ РБ, которая начала активно формироваться в 1960-е годы, около 200 керамических произведений десятков авторов, но большинство, по крайней мере, три четверти из них – женщины: Евгения Мусинская, Виктория Дранчук, Лилия Нищик, Зарина Бартрук, Наталья Евглевская, Тамара Курочицкая, Нелли Яковенко, Елена Кудрявцева, Тамара Васюк, Фаина Хоминич, Елена Счастная, Алевтина Мосиенко и др.

Для этой выставки отобраны произведения только нескольких художниц. Эти работы соответствуют настроению весны и подчеркивают чувственную сторону женского дарования: лиризм, изящество, нежность и особенные темы – неподражаемую кошачью пластику женского тела, цветы, поэзию природных мотивов.

Многие из этих произведений просто вылеплены из глины, являясь, по сути, керамической скульптурой малых форм, другие – и их большинство – созданы из шамота с использованием солей и эмалей. Шамот (по-французски – chamotte).стал легендой в искусстве художественной керамики. Этот материал не так давно появился в нашей жизни, но уже стал модным. У шамота шероховатая текстура, очень приятная на ощупь. Он похож на «старый» природный камень, который подвергся воздействию ветра, с его трещинами и трещинками, щелями и сколами. Шамот ассоциируется со стабильностью, чувством покоя и надежности. Особенно ценятся его декоративные качества, имитирующие архаику и старину в более широком смысле слова.

Сдержанность и благородность изделий из шамотной керамики позволяет художницам приблизиться к натуральному, к природе, что в нашу эпоху глобализации так не хватает человеку.

Произведения, созданные в керамике, отличающиеся уютностью и теплотой, всегда привлекали и будут привлекать взгляды своей фантазией, рукотворностью и яркой индивидуальностью их создательниц.

Счастная Ирина Геннадьевна. 1970. Тюльпаны. 2008. Шамот, глазурь, дымление

Яковенко Нелли Георгиевна. 1935. Сидящая. 1966. Глина, глазурь

Васюк Тамара Ивановна. 1952. Иконы. 1999. Шамот, цветные массы, авторская техника

Яковенко Нелли Георгиевна. 1935. На пляже. 1966. Глина, лепка

Кудрявцева Елена Дмитриевна. 1961. Сирин. Ночь, день…. 1992. Шамот, цветные массы, ангоб

Яковенко Нелли Георгиевна. 1935. Обнаженная. 1966. Глина, лепка

Евглевская Наталья Александровна. 1955. Дождь. 1998. Шамот, эмали

Курочицкая Тамара Николаевна. 1949. Ракушка. 2004. Шамот, цветные массы

Соколова Тамара Михайловна. 1950. Кошка. 1985. Шамотная масса, литье

Евглевская Наталья Александровна. 1955. Возле каплицы. 2006. Шамот, эмаль, глазурь

Хоминич Фаина Ивановна. 1942. Сон. 2006. Шамот, соли

Мосиенко Алевтина Васильевна. 1947. Ателье роботов. 1998. Шамот, соли, ангоб, глазурь

Яковенко Нелли Георгиевна. 1935. Отдых. 1966. Майолика, черная глазурь

Евглевская Наталья Александровна. 1955. В краю света и тепла. 1986. Шамот, глазури, эмали

 

Составитель - Юлия Загорская, автор текста - Надежда Усова