Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

К 165-летию Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927)

Василию Дмитриевичу Поленову посчастливилось появиться на свет в замечательном семействе: его бабушкой со стороны матери была Вера Николаевна Львова – дочь известного архитектора и литератора 18 века Николая Александровича Львова и Марии Алексеевны Дьяковой. Отец – Дмитрий Васильевич – знаток классического искусства, библиограф и археолог, в молодости в качестве секретаря русского посольства четыре года провел в Греции, занимаясь раскопками. Мать – Мария Алексеевна – писательница, талантливая портретистка, училась у Карла Брюллова. (Детские годы В. Поленова описаны ею в книге «Лето в Царском Селе», иллюстрации к которой она делала сама). Близким семье Поленовых человеком был Ф.В. Чижов – друг Александра Иванова и Николая Васильевича Гоголя. Рассказы Чижова о создаваемой в Риме картине «Явление Христа народу» маленький Поленов жадно впитывал: Иванов стал для него идеалом художника. Духовная атмосфера интеллигентной петербургской семьи способствовала развитию творческих дарований детей: профессиональной художницей стала впоследствии и младшая сестра Василия Дмитриевича Елена.

Серьезно заниматься живописью Поленов начал с 12 лет. Одним из первых его учителей был П.П. Чистяков. В 1866 году Поленов был принят в Императорскую Академию художеств (учился у профессоров П.В. Басина, Ф.А. Бруни, Т.А. Неффа) и одновременно на юридический факультет Петербургского университета. В 1872 году, закончив оба учебных заведения (Академию художеств – на Большую золотую медаль), Поленов отправился в пенсионерскую поездку по Европе: посетил Австрию, Германию, Швейцарию, Италию. Он много работал, искал себя, свою тему. Живя во Франции (с 1873 по 1876 годы), начал писать сразу несколько картин: «Блудный сын», «Демон и Тамара», «Заседание Интернационала».

В 1875 году в Париже проходила посмертная выставка знаменитого испанского художника Мариано Фортуни – яркого представителя салонно-академического романтизма второй половины 19 века. Его картины, изображающие испанок, марокканцев, одалисок, соблазнительные сцены в гареме, отличались, по словам Ильи Репина, также жившего тогда в Париже, «недосягаемым изяществом и чувством форм», красотой колорита и живописной фактуры. Поленов сравнивал Фортуни со «сверкающим метеором на фоне обыкновенных звезд». Возможно, под влиянием творчества «поразительного испанца» Поленов в том же 1875 году написал свою «Одалиску».

(В Национальном художественном музее хранятся восемь живописных произведений Поленова. Четыре картины – среди них «Одалиска» – представлены в постоянной экспозиции).

…Томным взором смотрит на нас лежащая на подушках с трубкой кальяна в руке одалиска – обитательница гарема. Сияет белизной кожа рук и груди, мерцают драгоценные ткани и золотые монеты головного убора, серег, ожерелья. Причудливый узор кальяна ритмически продолжается в рисунке роскошного ковра, на котором с ленивой грацией возлежит одалиска. Цветовая гамма картины построена на гармоничном сочетании красных, золотистых, синих, зеленых тонов. Выразительная светотеневая лепка формы, «чувственность» самой живописной фактуры отличают созданный художником образ обольстительной восточной красавицы, предстающей перед нами как зримое воплощение таинственного, загадочно-манящего Востока.

В 1876 году Поленов добровольцем отправился на сербско-турецкую войну, за участие в боях был награжден черногорской медалью «За храбрость» и сербским золотым крестом. Вернувшись в Россию в 1877 году, поселился в Москве (в том же году получил звание академика). Созданные здесь в 1878–1879 гг. картины «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» (находятся в Третьяковской галерее) принесли Поленову широкую известность.

В 80-е годы художник обратился к теме, волновавшей его со студенческих лет. Увидев в Петербурге привезенную из Рима картину Александра Иванова «Явление Христа народу», Поленов был потрясен. «…Ему пришла в голову дерзкая мечта явиться продолжателем Иванова и создать Христа…уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа», – рассказывал художник Илья Остроухов. Развитию замысла способствовали события, происходившие в России в конце 19 века.

После убийства народовольцами императора Александра II в марте 1881 года общество переживало глубокий духовный кризис. Ожидание скорой революции сменилось увлечением части интеллигенции христианской этикой, стремлением обратить людей на путь самоусовершенствования. С проповедью «непротивления злу насилием», с призывом к милосердию выступил Лев Николаевич Толстой. Решение морально-этических проблем Толстой искал в Евангелии, полагая, что именно евангельские истины могут помочь нравственному обновлению общества. Поленов всецело разделял взгляды Толстого: под их влиянием была написана картина, положившая начало циклу «Из жизни Христа» – «Христос и грешница» (1887 г., находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга).

«…Трудная задача передо мной – непосильная, – писал Поленов, – но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем…». Художника привлекал «…живой образ Христа, каким он был в действительности…». Христос – учитель, философ, мудрец – был для Поленова прежде всего идеальным человеком, чья жизнь может служить примером для других людей. Цикл «Из жизни Христа», в который вошли 64 картины, создавался 15 лет.

Чтобы ощутить «живое дыхание» Библии, воочию увидеть страны, где происходили библейские события, Поленов в 1881–82 гг. отправился в Сирию, Египет, Палестину. В 1899 году он совершил еще одно путешествие на Восток: через Константинополь – в Иерусалим, Назарет, Тивериаду.

Картина «Христос на Тивериадском (Генисаретском) озере» была написана в 1888 году (она неоднократно варьировалась и повторялась. В экспозиции музея представлен вариант 1888–90-х гг.). Этюды с натуры, сделанные во время путешествий, хранившие силу и свежесть красок Востока, позволили художнику облечь евангельский мотив живописной «плотью», создать ощущение реальности происходящего.

…Жаркий день. В голубой воде озера отражаются золотисто-розовые горы в мареве горячего воздуха. По тропинке вдоль берега идет Христос, погруженный в глубокое раздумье. Его отрешенно-спокойное состояние и величавое безмолвие природы созвучны друг другу, определяя эмоциональный строй картины. Первый план выписан с «документальной» точностью: небольшие плотные мазки насыщенных чистых цветов – зеленых, серых, лиловых, коричневых – ложатся на холст подобно мозаике, «создавая» камни, омывающую их воду, траву. Цветовые соотношения второго плана разработаны более тонко: воздушная дымка, окутавшая горы, соткана из тончайших оттенков розового, сиреневого, голубого, зеленого. Фигура Христа, объединяя оба плана, придает композиции завершенность. Создавая образ Христа-странника, «уединенного философа», и тем самым как бы противопоставляя активному действию, борьбе земных, человеческих страстей красоту духовного совершенства, художник побуждает зрителя размышлять о своем месте в жизни, своем пути.

Тема гармонического слияния человека и природы находит дальнейшее развитие в «Сидящем Христе» (1893–96 гг.) (в экспозиции представлен этюд к картине «Мечты. На горе» 1894 г., находящейся в Саратовском государственном музее им. А.Н. Радищева. Картина «Мечты» цикла «Из жизни Христа» 1890–1900-х гг. неоднократно повторялась художником).

…Пустынный пейзаж, тающие в воздухе очертания далеких холмов. Голубые утренние тени лежат у ног сидящего на каменистой земле Христа. Природа объемлет его своим покоем и тишиной, погружая в состояние мечтательной задумчивости. Мягкий свет и воздух, приглушая краски, словно легким прозрачным покрывалом окутывают фигуру Христа, придавая образу одухотворенность, поэтичность. Написанные свободной широкой кистью детали – рука, держащая посох, плотная ткань темно-коричневого плаща, грубая кожаная обувь – делают изображение убедительно «достоверным». Акцентируя в образе Христа человеческое начало, художник вовлекает зрителя в круг размышлений о глубинном смысле бытия.

Картина «Привели детей» (1890–1900-е гг., из цикла «Из жизни Христа». Вариант одноименной картины, находящейся в Куйбышевском областном художественном музее) носит жанровый характер.

…Обжигающий зноем полдень. Христос, сидящий у стены дома, ласково касается рукой головы стоящего перед ним малыша.

Взрослые издали с умилением наблюдают за ними. Женщина, изображенная на первом плане, ведет к Христу еще одного ребенка. Вокруг Христа – смыслового центра композиции – плавный линейный ритм объединяет всех участников события в пластичные выразительные группы. Замечательно передан в картине солнечный свет: ослепительная белизна стены подчеркнута четким узором падающей на нее тени. Сцена, будто увиденная художником в реальной жизни, вызывает в памяти строки из Евангелия: «…Если не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное…».

Поленов – большой мастер пейзажа. К этому жанру он обращался еще в пору своей жизни во Франции, с увлечением писал этюды на открытом воздухе в маленьком приморском городке Вёль в Нормандии. Пленэрная живопись открывала перед художником новые возможности, позволяя передать свежее, непосредственное восприятие натуры, сохранить чистоту и сияние красок. Позднее, в 90-е годы, пейзажи Поленова стали приобретать эпический характер.

Представленный в экспозиции «Пейзаж с речкой» (1890-е гг.) привлекает простотой мотива, искренностью чувства, изяществом техники. Желание запечатлеть наиболее характерные черты природы средней полосы России определило композиционное решение картины. Пространство широко «распахивается» перед зрителем, открывая взгляду неторопливо плывущие в небе облака, серебристую ленту реки с заросшими берегами, зеленые луга, холмистую возвышенность со вспаханными полосками земли и крошечными звездочками ветряных мельниц. Небольшой по размеру холст полон ощущения величия родной природы, безграничности ее просторов. В цветовой гамме тонко подобраны оттенки зеленого, голубого, песочного, белого тонов.

В 1892 году Поленов поселился возле Тарусы в усадьбе «Борок» (ныне – Государственный музей-усадьба Поленово), построив тампо собственному проекту дом и большую мастерскую.

Сам характер природы – холмистые берега Оки, ее спокойное, плавное течение, неоглядные заокские дали – способствовал развитию в пейзажах Поленова эпического начала. В картине 1918 года «Разлив на Оке» (одноименный вариант находится в частном собрании в Москве), вид, открывающийся с крутого берега Оки, захватывает своим торжественным эмоциональным строем. Высокая точка зрения позволяет организовать пространство стройным гармоничным линейным ритмом, передающим ощущение сильного, свободного дыхания широко разлившейся реки. Как заключительные аккорды созданной художником живописной «симфонии», звучат сдержанные, спокойные цвета – серый, зеленый, синий.

Два небольших пейзажа «Пруд с купальней» (конец 1880-х гг.) и «Сосны» (1910–1920-е гг.) носят характер живописных «черновиков».

В.Д. Поленов обладал редким педагогическим даром. С 1882 по 1895 гг. он преподавал в московском училище живописи, ваяния и зодчества – в пейзажном классе и классе натюрморта. Его мастерская пользовалась огромной популярностью у молодых художников, а на акварельные вечера, которые Поленов устраивал в своем доме, приходили братья Васнецовы, Суриков, Серов, Врубель. Самые известные ученики Поленова – И. Левитан, К. Коровин, А. Головин, А. Архипов. В 1892 году художник получил звание профессора, а в 1926 – В.Д. Поленову первым из мастеров русской живописи было присвоено звание народного художника РСФСР.

«…Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами и злодействами, то уже жить станет слишком тяжело». Эти слова Поленова актуальны и сегодня. Будем же благодарны художнику за его душевную щедрость, за ту радость, которую дарят нам его картины.

Авторы проекта: 
Текст – Зав. сектором лекционно-экскурсионной работы отдела научно-просветительской работы НХМ РБ М.А.Щербакова
Иллюстративный ряд (оцифровка произведений) - Д.Н. Козлов

Размещение на сайте – Зав. сектором мультимедийных технологий отдела научно-просветительской работы НХМ РБ П.А. Яницкая 

Авторы проекта выражают особую благодарность:
Хранителю фонда, ведущему научному сотруднику Е.Д. Шапошниковой, сотрудникам технической службы, за помощь в организации выставки.