Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Михаил Константинович Севрук. К 110-летию со дня рождения

Михаил Севрук. Автопортрет. 1938. Из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения талантливого белорусского художника Михаила Константиновича Севрука (1905–1979). Михаил Севрук – выходец из славной плеяды художников Западной Беларуси, его работы хранятся в белорусских и зарубежных музеях, а также в частных собраниях. Например, в Мемориальной квартире-музее М.К. Севрука в Несвиже находится более тысячи его картин. В Национальном художественном музее Республики Беларусь хранятся 68 произведений художника, в том числе 12 живописных, представляющих основные этапы его творчества от 1932 до 1973 года.

Михаил Севрук родился 27 февраля 1905 года в Варшаве, а в 1919 году его семья возвратилась в родные края, в Несвиж. Михаил Константинович учился в Несвижской гимназии. Окончив ее в 1926 году, поступил на художественный факультет Виленского университета им. Стефана Батория и проучился там вплоть до 1932 года. Его педагогами в области пейзажной живописи были Фердинанд Рущиц и Людомир Слендзинский, преподававший монументальную и фигуративную живопись, а также рисунок. От Рущица Севрук взял жизненность образов, экспрессивность, яркие и сочные цвета, монументализм и лаконизм. Слендзинский же привил молодому художнику любовь к итальянскому ренессансу с его высочайшим искусством композиции и точностью рисунка. 

Стрижка овец. 1939. Из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь

1930-е годы были расцветом мысли, смелых идей и экспериментов в жизни Михаила Севрука. В то же время этот период стал сложным этапом как для страны, так и для ее жителей: по Рижскому договору 1921 года Западная Беларусь, включая Вильно, отошла к Польше. Когда в Вильно обострилось противостояние рабочих Западной Беларуси властям, многие представители белорусской интеллигенции не остались равнодушны к этим историческим событиям, среди них был и Михаил Константинович Севрук. Он был одним из организаторов Виленского общества художников, в которое входили Петр Сергиевич, Язеп Дроздович, Язеп Горид.

Михаил Севрук активно работал с издательствами, оформлял журналы и книги на белорусском языке. В частности, он оформил первый сборник стихов Максима Танка «На этапах», вышедший в 1936 году. К сожалению, сборник просуществовал совсем недолго, так как почти сразу весь тираж был уничтожен. Сохранились лишь некоторые редчайшие экземпляры. В 1938 году Севрук создал обложку музыкального сборника «Наша песня». Жизнь заставляла мастера браться за любую работу. Некоторое время он оформлял вывески и витрины магазинов, делал росписи в интерьерах костелов, писал на заказ портреты.

С 1939 года после воссоединения Западной Беларуси с БССР Севрук жил в Несвиже, где долгие годы работал учителем рисования и черчения в школе. С этим старинным городом художник связал 40 лет своей жизни. В Несвиже им были написаны такие произведения, как «Стрижка овец» (1939), «Сбор урожая» (1962), «Новый дом» (1968), «Девчата» (1968). Во всех названных картинах ощущается самостоятельный, уверенный взгляд зрелого мастера.

Поэтичная связь человека и пейзажа, отражение крестьянского быта, рабочих будней, изображение народных типов являются характерными чертами произведений Севрука. В его рисунках ощущается стремление к монументализации и скульптурности форм. Именно скульптура, по словам художника, «помогала пониманию формы, умению сделать ее более рельефной и осязаемой». О своем творческом методе мастер писал: «В картинах и гравюрах я мало пользуюсь натурой, только делаю на ней проверку уже созданного. Натура – я убедился в этом – сразу же убирает композицию, начинаешь «охлаждаться» к своей работе. Пропадает красивая линия, и получается совсем не то, что ты задумал».

Михаил Севрук продолжил ту линию белорусского искусства, которую определили уже в 1920-е годы такие известные художники, как Михаил Филиппович и Петр Сергиевич. Они стремились к обобщенности формы, выстраивая ее на простой сбалансированности пластических и цветовых масс, на условном сочетании сдержанных теплых и холодных оттенков. Через композиционный лаконизм и простоту мотивов мастера наполняли произведения глубоким философским содержанием.

Жатва. 1937. Из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь

Именно такие характеристики лежат в основе визитной карточки творчества Михаила Севрука – картине «Жатва» 1937 года. В ней отчетливо виден авторский почерк, индивидуальный взгляд художника на действительность. В данной композиции мастер уделил большое внимание пейзажу. Поле, небо, стога – все дышит поэтичностью. В колорите преобладают охристые оттенки, как символы солнца и жизни. В правой части – солнечные лучи заливают золотое поле и стога. В левой – крепкие, сильные дубы, в тени которых спасаются от зноя работники. Ритм и динамика композиции созданы «круговыми линиями», перекликающимися друг с другом – линиями рук изображенных тружеников, холмов, облаков. Главные персонажи – молодая крестьянская женщина в образе мадонны, ребенок, старик – это образы родной Беларуси. Простые будни Севрук поэтизирует, наполняя сакральным смыслом. Его таланту подвластно соединить реальный мир с мечтой, сказкой, грезами.

«Жатва» была написана после окончания художественного факультета Виленского университета и нескольких лет творческой практики. Впервые произведение представлялось на Всепольской выставке живописи, скульптуры и графики в Варшаве. Сегодня «Жатва» является примером национальной классики. Эта хрестоматийная работа находится в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь с 1980 года.

Своими лучшими произведениями Михаил Севрук навсегда вошел в историю белорусского искусства. В них поэтизация и реальность соединяются воедино и создают свою неповторимую белорусскую песню…

Автор текста Юлия Вячеславовна Маспанова, старший научный сотрудник отдела научно-просветительской работы.