Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Леонид Борозна. Белорусская народная одежда

Леонид Тимофеевич Борозна – выдающийся белорусский этнограф, исследователь, художник, график и общественный деятель. Родился 4 декабря 1928 года в селе Новое Село Толочинского района Витебской области. Там же он ходил в школу. 1947–1955 – служба в Советской армии, поступление и обучение в Минское художественное училище, работа художником в Белорусском индустриальном совете.

Леонид Борозна как художник и исследователь особое внимание уделял сбору и изучению прикладного народного искусства. Он повторил то, что когда-то сделал белорусский художник Язеп Дроздович – начал путешествовать по родной земле, собирать и изучать народное творчество и прикладное искусство. Непосредственным результатом путешествий по Беларуси стали три больших альбома рисунков «Белорусский народный орнамент Полесья» (1957), «Белорусская народная одежда» (1958), «Орнамент Гродненской области» (1960). Конец 50-х – начало 60-х годов были очень плодотворными в творчестве Леонида Борозны. На этой выставке представлены альбомы «Белорусская народная одежда» из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь, обработанные и подготовленные к показу фотохудожником и дизайнером Михаилом Аракчеевым.

Особенно плодотворно Леонид Борозна работал над созданием белорусского сценического костюма для самодеятельных народных коллективов. По его эскизам выполнены костюмы для гродненского ансамбля песни и пляски «Неман», “Маладосць” Волковысского района, ансамбля “Вішанька” Берестовицкого района, “Лянок” Дятловского района и многих других. Всего по эскизам художника были созданы костюмы для более 15 коллективов. Сценические костюмы Леонида Борозны – самобытный вклад в белорусское прикладное искусство. Их отличает высокая культура моделирования, четкая и однозначная композиция, гармоничные цвета, умелое сочетание материалов. За активную работу в развитии художественной самодеятельности художник награжден грамотой Верховного Совета БССР (1963).

В 1968 году Леонид Тимофеевич окончил факультет прикладного искусства Белорусского государственного театрально-художественного института, вступил в Союз художников. С тех пор он работает главным художником Художественного фонда республики. Он систематизировал все известные гравюры Франциска Скорины, описал их, произвел художественный анализ и подготовил к изданию отдельную монографию «Гравюры Франциска Скорины», которая вышла в 1972 году.

Творчество художника основывалось на глубоком профессиональном знании белорусской одежды, характера и вида орнамента, способов использования цвета и в целом традиций белорусского прикладного искусства.