Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

К Международному дню медицинской сестры. Милосердие как искусство

История искусства изобилует множеством примеров встреч медицины с живописью, графикой и скульптурой, начиная с наскальной живописи эпохи палеолита и следуя через творчество Питера Пауля Рубенса и Рембрандта ван Рейна к произведениям художников ХХ века – Пабло Пикассо, Марка Шагала и Фриды Кало. В картинах художников медицина нашла отражение в изображении болезней и спасении от эпидемий, вопросов гигиены и чудесных исцелений, смерти и радостных моментов выздоровлений. Важную часть иконографии медицинской темы занимают и непосредственно портреты медиков – врачей, аптекарей, целителей, фельдшеров и сестер милосердия. В фонде Национального художественного музея Республики Беларусь достаточно много художественных произведений, посвященных этой теме. В преддверии Международного дня медицинской сёстры мы решили обратить внимание на творчество белорусских художников второй половины ХХ века, раскрывающих образ одной из самых гуманных профессий – медицинской сестры.

Тема эта сегодня тем более интересная, в связи с повышенным интересом и к здоровому образу жизни, и в целом отчетливо наблюдаемой волной медикализации художественной культуры.Она завоевывает пространство художественной сцены, от массового кинематографа до contemporary art. В первом случае популяризируя образ врачей и медсестер, настойчиво появляющийся в комедийных медицинских ситкомах вроде «Клиники» и «Интернов», а также культивируя «хаусизацию» в фильмах жанра медицинский детектив. Во втором случае выступая, как важнейшая смысловая основа актуального искусства. Достаточно привести в пример знаменитую арт-группу московского концептуализма «Медицинская герменевтика» или одну из самых материально успешных работ звезды мировой художественной сцены Дэмиена Херста, чье произведение «Весенняя колыбельная», представляющее шкафчики с разложенными вручную таблетками, было продано на лондонском аукционе «Сотбис» за 19,3 миллиона долларов.

Однако вернемся к образу медицинской сестры, у которого, как и у всякой истории, есть свои истоки…

Первые изображения сестер милосердия в изобразительном искусстве хронологически совпадают с развитием и регламентацией сестринского дела в середине ХIХ века. На это повлиял и тот факт, что личность медицинского работника оказалась в эпицентре внимания ученых и политиков, философов и религиозных деятелей. Одной из наиболее известных картин, запечатлевших образ медсестры, является полотно «Сестра милосердия» русского живописца Николая Ярошенко. В дальнейшем образ медсестры становится архетипической фигурой и широко используется в плакатном искусстве, особенно в период первой мировой войны.

Появлением большого количества образов медицинских сестер, демонстрирующих свою активную гражданскую позицию, отмечено советское искусство послевоенного времени. И это абсолютно закономерно. Невозможно подсчитать, сколько советских солдат было спасено усилиями медицинских сестер с красным крестом на рукаве! Практически ни один военный фильм не обходился без образа медсестры, которая была нередко единственной возможностью спасения. В белорусском изобразительном искусстве подвиги сестер милосердия, которые, рискуя своей жизнью, спасали жизни воинов в годы Великой Отечественной войны, проводя операции, несмотря на то, что рядом кипели ожесточенные бои и рвались гранаты, выносили раненных с поля боя и выхаживали их в госпиталях, а нередко сами гибли на поле сражения, воплотили в своем творчестве Раиса Кудревич и Альгерд Малишевский, Евгений Тихонов и Натан Воронов. Романтика и приподнятость образа военной медсестры на полотне Раисы Кудревич, держащей первые весенние цветы, заключена в том, что в силу профессии медицинские сестры стоят на страже Жизни, олицетворяя символы надежды и заботы, значимости и ценности жизни.

Малишевский О.А. "Медсестры. Мир. Победа". Холст, масло. 1984 г.

В период «оттепели» в 1960-е и в дальнейшем в 1970-е годы в образе медицинской сестры нашли отражение не только профессионально-типичные черты профессии, но определенные ментальные представления о состоянии профессии и медицины в целом, их глубокое философско-этическое значение и культурное предназначение. Именно поэтому белорусские художники не изображают медицинских сестер непосредственно в процессе деятельности: во время ассистирования на операции или выслушивающими больных. Важным в их творчестве становится воплощение человеческих качеств, утверждение идеологии «человеколюбия».

Жесткий рисунок живописно заломанных складок халата медсестры в работе Исаака Боровского «Медсестра», спрятанные в карманы руки, переливы светящихся белил и застывшее в этой атмосфере строгости и чистоты сосредоточенное, обращенное к некоему постороннему наблюдателю лицо женщины, сообщают всей композиции глубокую содержательность, выводя ее за рамки простой жанровой сцены. Зритель чувствует, что художник создает портрет не только и не столько конкретного человека, сколько профессионала, от которого зависит судьба и жизнь многих людей.

Такого же впечатления достигает и Владимир Уроднич в своей работе «Ночное дежурство». Медсестра изображена в профиль на фоне скупого натюрморта на столе, напоминающего о профессии. Изображенные рядом извивающийся фонендоскоп и тревожный черный телефон, символизируют главное историческое предназначение медицинского работника – быть на «страже Жизни». Напряженности и строгости соответствует композиционное и колористическое решение – сочетание темно-синего, черного и белого, выразительные четкие силуэты.

В полной мере качества личности, которые закрепляются за человеком, считающим свою профессию призванием, удалось воплотить в своей работе и Владимиру Кухареву. Придав лицу медсестры очень спокойное и задумчиво-печальное выражение, художник добился общего впечатления главных нравственных принципов: милосердия, сострадания и долга. В этом портрете переплетаются характерные черты, присущие данной профессии и индивидуальные особенности конкретного персонажа, объективное, идущее от действительности содержание и поэтическое преображение натуры.

С удивительной наблюдательностью  и проникновенностью во всех работах художники показали, что врачевание физических недугов не уступает месту врачевания души, что профессиональная врачебная практика соединяется с гуманностью и терпением, мастерство с интуицией, что сущность профессии представляет собой сложное сочетание долга и эмоций, чувств и переживаний, идей и установок, так же как и в искусстве.