Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Портрет Анны Христины Любомирской. К атрибуции одного произведения

Среди большого количества произведений коллекции русской живописи в Национальном художественном музее Республики Беларусь (НХМ РБ) находится женский портрет, который существенно отличается стилистикой и больше напоминает произведения европейских художников эпохи барокко. На нем изображена женщина средних лет, которая сидит в кресле, левой рукой поддерживает голову и одновременно опирается на подушку. На лице дамы легкая улыбка. Прическа с завитками украшена золотой диадемой с большими драгоценными камнями. Одета женщина в голубое платье, перетянутое поясом с драгоценными камнями. Правую руку дама протягивает амуру. За портретируемой слева видна колонна, на которой висит лук и колчан со стрелами. Справа пейзаж с деревьями (ил. 1). В научном паспорте произведение атрибутировано как копийное изображение императрицы Екатерины II. Автор неизвестен. Портрет размерами 121х97 см выполнены маслом на холсте. Произведение поступило в музей в 1963 г. вместе с экспонатами, переданными от разных лиц и учреждений в порядке возврата фондов довоенной картинной галереи. О том, что экспонат действительно находился в собраниях Государственной картинной галереи БССР, свидетельствует номер на подрамнике “268 ГКГ”, написанный простым карандашом. Такие же трехзначные номера присутствуют и на ряде других произведений из довоенных коллекций, которые происходили из Несвижского замка, например, на портрете Доминика V Иеронима Радзивилла. После войны портрет Доминика попал в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, где хранится и сегодня [4, с. 171–181].

У нас вызвала сомнение атрибуция дамы как российской императрицы Екатерины II. Прическа, детали платья больше соответствуют моде не последней четверти, а самого начала XVIII в. Черты лица и поза изображенной показались знакомыми. Сравнение Екатерины II с портретом Анны Христины Радзивилл из Любомирских на гравюре мастерской Г. Лейбовича (ил. 2), а также с аналогичным рисунком в альбоме радзивилловских портретов “Icones familiae ducalis Radivilianae” убедили в идентичности обоих лиц [1, с. 227–228].

Анна Христина Радзивилл из Любомирских (? – 1701) была дочерью Барбары из Тарлов и Георгия (Григория) Себастьяна Любомирского. В 1672 г. вышла замуж за конюшего литовского Франциска Стефана Сапегу. У них родилось семеро детей – три сына и четыре дочери. После смерти Франциска Стефана Сапеги вторым мужем Анны стал Доминик І Николай Радзивилл, для которого она также являлась второй женой. Брак состоялся 26 сентября 1692 г. Анна Христина пережила второго мужа на четыре года. Умерла в ноябре 1701 г. Похоронена в Кракове в костеле святого Петра у отцов-иезуитов. Потомков от брака с Радзивиллом не имела [6].

Инвентари и описи Несвижского замка, в которых перечисляются произведения искусства, неоднократно упоминают образ этой женщины. В описи 1939 г. значится: “Портрет Анны Христины Любомирской из Радзивиллов. 1706. Масло. 1,20х0,96. № 136. Комната проходная к гостиным вправо от рыцарского зала. 2-й этаж” [2, с. 73–100]. Очень важно, что размеры совпадают с размерами произведения из собраний НХМ РБ. В опиcи 1928 г. этот же портрет указан под № 109. В инвентаре 1857 г. портрет записан как “Анна из князей Любомирских, дочь Григория Любомирского, Маршалка великого Коронного. Жена Доминика І Радзивилла, канцлера и воеводы Виленского. Поколенный. № 35. В комнатах князя Станислава. Восстановленный” [5, лист 7]. Такой же номер (№ 35), поставленный белой краской в левом нижнем углу полотна, есть и на портрете из Национального художественного музея. Очевидно, что во всех случаях речь идет об одном и том же портрете.

Еще одним аргументом в пользу того, что на портрете именно жена Доминика I Радзивилла служит сравнение Екатерины II с изображением Анны Христины работы неизвестного художника, которая напечатана в альбоме Н. Высоцкой “Радзивиллы. Несвиж. Замок” (ил. 3). К сожалению, в книге отсутствуют сведения о современном местоположениі приведенного портрета. Только указаны ссылки на книгу польских исследователей, посвященную иконографии дома Сапегов, с которой, видимо, и взята иллюстрация [3, с. 122]. Вероятно, это поздняя копия с портрета, хранящегося в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Также можно предположить, что портрет из НХМ послужил прообразом для гравюры, созданной в несвижской мастерской Гирша Лейбовича.

Портрет Анны Христины мог быть написан около 1692 года, когда она стала женой Доминика І Николая Радзивилла. Возможно, как раз тогда произведение и попало в Несвиж в качестве подарка для мужа. Лук и колчан со стрелами вместе с изображением амура, который держит портретируемую за руку, можно трактовать как намек на скорую свадьбу. Подобные портреты встречаются в европейской живописи. Например, образ Марии Юзефы Саксонской или портреты дам, принадлежащих кисти Николя де Ларжильера. Автора же нашего портрета, вероятно, надо искать среди местных художников, работавших по западноевропейским образцам.

Таким образом, благодаря иконографическому сравнению, женский портрет из коллекции русской живописи в собраниях НХМ РБ атрибутирован нами как образ Анны Христины Радзивилл из Любомирских, который происходит из собраний Радзивиллов в Несвиже. Ошибочная атрибуция такого произведения, как портрет императрицы Екатерины II, скорее всего спасла его от передачи в Польшу, как это произошло с большинством несвижских картин.

 Анатолий Синила,

 независимый эксперт

Источники и литература

 

1. Бажэнава, В. Радзівілы. Альбом партрэтаў XVIII–XIX стагоддзяў. “Icones familiae ducalis Radivilianae” / В.Д. Бажэнава; пер. на англ. мову: Ю.В. Бажэнаў [і інш.]. – Мінск: Беларус. Энцыкл. імя П. Броўкі, 2010. – 524 с.

2. Высоцкая, Н., Михальченко, А. О Несвижской коллекции по документам ЦК КПБ 1939–1941 гг. / Н. Высоцкая, А. Михальченко // Вяртанне. Кн. 7. Нясвіжскія зборы Радзівілаў: іх фарміраванне, гістарычны лёс, цяперашняе месцазнаходжанне і шляхі выкарыстання: зб. арт. / Рэдкал.: А. Мальдзіс (гал. рэд.) і інш. – Мінск: Беларускі фонд культуры, 2002. – 368 с.

3. Высоцкая, Н. Радзивиллы. Несвиж. Замок. Книга II. Часть І. / Н. Высоцкая. Редкол. Т. Габрусь [и др.]. – Минск: Мастацкая літаратура. 2014. – 352 с.: ил.

4. Карпова, В., Синило, А. Портрет Доминика V Иеронима Радзивилла. Атрибуция и история бытования / В. Карпова, А. Синило // Acta Аnniversaria. Зборнік навук. прац Нацыянальнага гісторыка-культурнага музея-запаведніка “Нясвіж” / уклад. З.Л. Яцкевіч; рэдкал. Ю.М. Бохан [і інш.]. – Нясвіж: НГКМЗ “Нясвіж”, 2015. – Т. 1. – С. 171–181.

5. Нацыянальны гістарычны архіў Беларусі (НГАБ) – Ф. 694. – Воп. 1. – Спр. 108. – Апісанне партрэтаў, карцін і гармат Нясвіжскага замка князёў Радзівілаў.

6. Internetowy Polski Słownik Biograficzny [żródło elektroniczne]. – Tryb dostępu: http: // www.ipsb.nina.gov.pl/a/biografia/dominik–mikolaj–radziwill–h–traby. – Data dostępu: 10.11.2016