Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

К 145-летию Исаака Ильича Левитана (1860-1900)

«Был сейчас на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы», – писал в одном из своих писем А.П. Чехов.

В 90-е годы 19 века талант художника достиг расцвета, «великолепная муза» торжествовала. Но путь к этому  торжеству был очень труден.

И.И. Левитан родился в 1860 году в местечке Кибарты Сувалкской губернии. Когда семья переехала в Москву, 13-летнего Исаака отдали в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в пейзажную мастерскую А.К. Саврасова. Знаменитый художник оказал на юного ученика огромное влияние, научил видеть подлинную красоту в обычных, скромных явлениях природы. Молодого Левитана заметил П.М. Третьяков: на одной из выставок он приобрел картину «Осенний день. Сокольники» До того, как стать известным художником, Левитан бедствовал и даже голодал, но его всегда поддерживали титанический труд и страстная жажда жизни. В творчестве И.И. Левитана русский национальный пейзаж достиг своей вершины, обрел глубокое философское звучание. В изобразительном искусстве рубежа 19-20 веков к пейзажу возник особый интерес. Близилась первая русская революция 1905 года, особенно остро вставали проблемы, связанные с будущим России. Переживания, чувства и настроения людей, выраженные в образах природы, были созвучны эпохе предчувствий  и перемен, времени Блока, Врубеля, Скрябина.

В виртуальной выставке участвуют семь произведений И.И. Левитана из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь.

Одно из ранних – «Натюрморт с медным кувшином» (1880-е гг. Х., м. 49,6х39,9. Слева внизу: И. Левитанъ. Приобр. у частного владельца в 1946 году. РЖ-82) В 1882 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества А.К. Саврасова сменил В.Д. Поленов. Возможно, в его мастерской была написана картина, находящаяся в музее. Натюрморт отличает красота колорита, тонкое чувство фактуры разнообразных предметов, нарядных тканей.

Подлинной стихией Левитана стал пейзаж «настроения», в котором состояния природы и человека сложно переплетались, одухотворяя друг друга.

В картине «Осиновая рощица. Серый день» (1884 г. Х., м. 38,5х 27,3. Слева внизу: И. Левитанъ. Приобр. в 1966 г. у частного владельца. РЖ-1373) изображен глухой уголок леса, заросший осинами. Деревья замерли в предчувствии грозы, едва слышен шелест листвы. Гаснущий свет пасмурного дня  придает пейзажу мягкость, создает лирическое настроение. В воздухе, наполняющем небольшой холст, чувствуется запах дождя. В пейзаже нашли отражение пленэрные искания, характерные для времени.

Как художника лирического направления, Левитана привлекают весна, осень, утро, сумерки, вечно меняющаяся стихия – вода. В картине «Половодье» (1885 г. Х., м. 93,5х156,5. Слева внизу: И. Левитанъ 85. Приобр. у частного владельца в 1954 г. РЖ-721) широко разлившаяся река затопила деревянные строения на краю деревни. Низко нависшее над водой небо с клубящимися серыми облаками рождает в душе смуту и тревогу. Художник как будто предчувствует грозные события, надвигающиеся на Россию. В своеволии стихии ощущается присутствие могучих сил природы, перед которыми человек беспомощен и слаб.

 Любимый Левитаном осенний мотив звучит в картине «Осень» (1889 г. Х., м 45х75,7. Справа внизу: И. Левитанъ. Поступила в 1946 г. из БГМИВОВ. РЖ-699). Опушка леса. На пушистой, еще зеленой траве видны следы колес. Березки в золотом осеннем уборе кажутся особенно тонкими и хрупкими на фоне старых темно – зеленых елей. Пейзаж пронизан чувством грусти по уходящему лету.

Пейзаж «Осень» (1894 г. Х., м. 37,9х56,4. Справа внизу: И. Левитанъ 94 г. Приобр. в 1945 г. у частного владельца. РЖ-433) близок по мотиву «крестьянским» пейзажам В. Серова и К. Коровина. Хмурый осенний день, печальное серое небо. На первом плане – луг, заросший увядшей травой. Вдали – избы и опушка леса в ржаво-золотом  наряде. Пейзаж написан в благородной серебристо-серой и охристо-коричневой цветовой гамме. В небольшой картине Левитан сумел создать поэтический образ  России, отразить ее неяркую, щемящую душу прелесть. «Осень» покоряет не только лирическим настроением, но и рождает мысли о будущем родной земли.

Левитан часто писал этюды  деревьев  в пору расцвета. В собрании музея находится этюд «Цветущие яблони» (1896 г. Х. на к. 17х24,4. На подрамнике надпись: Этюд И.И. Левитана. Удостоверяю И. Остроуховъ. Приобр. в 1959 г. у частного владельца. РЖ-716). Изображен уголок сада, освещенный теплым майским солнцем. Живопись этюда отличает такая свежесть и непосредственность взгляда, что кажется, мы чувствуем запах земли, молодой листвы, аромат распустившихся цветов яблони. Цветовая гармония коричневых, зеленых, белых тонов создает атмосферу праздника, в ней звучит радостный мотив весеннего обновления природы.

И.И. Левитан часто бывал за границей, посетил Италию, Францию, Германию, Финляндию, Австрию. Этюд «Альпы», находящийся в собрании музея, написан в 1897 году. (Альпы. Этюдъ. 1897 г. Х.,м.26,5х35,4. Справа внизу: Этюдъ моего брата И. Левитана А. Левитанъ. Приобр. в 1945 г. у частного владельца. РЖ-83).С высокого холма открывается вид на цветущую долину, окутанную тончайшей зеленовато-сиреневой дымкой. Вдали возвышается  вершина горы в сиянии вечных снегов. Нежная цветовая гамма создает светлое, торжественное настроение. Волшебная красота земли, гармония мира запечатлены в этюде кистью большого мастера.

И.И. Левитан был глубоко современным художником. Все его творчество насыщено мыслями о России, ее судьбе, русском народе. В одном из писем из-за границы Левитан писал: «Нет лучшей страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист». Всей своей жизнью И.И. Левитан доказал верность этого утверждения.

 

Авторы проекта:

Текст – Зав. сектором лекционно-экскурсионной работы отдела научно-просветительской работы НХМ РБ М.А.Щербакова

Иллюстративный ряд (фотографирование) - Д.Н. Козлов

Размещение на сайте – Зав. сектором мультимедийных технологий отдела научно-просветительской работы  НХМ РБ П.А. Яницкая

 

Авторы проекта выражают особую благодарность:

Хранителю фонда, ведущему научному сотруднику Е.Д. Шапошниковой, сотруднику технической службы В.В. Мищенко, за помощь в организации выставки.