Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Фердинанд Рущиц: виртуальная выставка к 150-летию со дня рождения

В 2020 году отмечается памятная дата – 150 лет со дня рождения художника Фердинанда Рущица (1870–1936). Выдающийся пейзажист, график, театральный декоратор и педагог, Рущиц оставил глубокий след в искусстве и культурно-общественной жизни бывшей Речи Посполитой. Фердинанд Рущиц – яркий представитель символизма в искусстве, соединивший традиции национальной живописи и западноевропейских тенденций, ключевая фигура художественной жизни Виленщины в межвоенный период. Он стал важной персоной для культуры современной Беларуси, Литвы и Польши. Полотна художника хранятся в музеях вышеперечисленных стран, а также европейских и американских музейных и частных собраниях.

Фердинанд Рущиц родился в 1870 году в семье Эдуарда Рущица (1830–1910) и Анны Маргареты Альвины Мунк (1837–1918). Эдуарду Рущицу принадлежало имение Богданово, которое он унаследовал после смерти отца Фердинанда Рущица. После смерти брата Эммануила Эдуард Рущиц унаследовал и второе имение – Войганы. Род Рущицов (герб Лис) происходил из Буга, где уже на рубеже XV–XVI веков они владели наследственным имением Коден, которое продали в 1511 году Сапегам. Богданово принадлежало Рущицам с 1827 года, когда Фердинанд Рущиц, дед художника, купил его на торгах. После январского восстания 1863 года Рущицы были вынуждены покинуть Богданово и сдать его в аренду. Местом постоянного жительства они облюбовали Либаву (сегодня – Лиепая), где Эдуард Рущиц получил должность в дирекции строящейся тогда Либаво-Роменской железной дороги.

Фердинанд Рущиц, Минск 1879 год

Из коллекции семьи Фердинанда Рущица

В 1877 году семья Рущицов навсегда покидает Либаву и переезжает в Минск, где Эдуард Рущиц стал работать начальником отдела счетов в Управлении Либаво-Роменской железной дороги.

В 1882 году молодой Фердинанд пошел во 2-й класс Государственной мужской гимназии, которую окончил в 1890 году с золотой медалью. В школе Фердинанд Рущиц посещал факультативные занятия по рисунку; его первым учителем был Кузьма Яковлевич Ермаков, выпускник Императорской Академии художеств в Петербурге.

Фердинанд Рущиц, Минск 1885 год

Из коллекции семьи Фердинанда Рущица

Осенью 1890 года по воле отца Фердинанд поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета и одновременно как вольный слушатель посещает Императорскую Академию художеств. После двух лет учебы на юриста Фердинанд Рущиц оставляет университет и сдает конкурсный экзамен в Академию художеств. Первые два года он учится у Ивана Ивановича Шишкина и по его совету в 1894 и в 1895 годах во время каникул совершает две поездки в Крым. В 1895 году после отставки Шишкина Рущица вместе с другими студентами принимают в мастерскую профессора Архипа Ивановича Куинджи (1842–1910). Здесь его коллегами стали знаменитые в будущем художники: Аркадий Александрович Рылов, Александр Алексеевич Борисов, Николай Константинович Рерих, Вильгельм Пурвит, Константин Врублевский.

4 октября 1897 года Фердинанд Рущиц закончил Императорскую Академию искусств, получив звание художника. На выставке дипломных работ экспонировалось три его произведения – «Вечерняя звезда» (Gwiazdę wieczorną), «Тритоны» (Trytony) и «Весна» (Wiosnę), которую приобрел для своей коллекции в Москве Павел Михайлович Третьяков.

Фердинанд Рущиц, студент юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета, 1890 год

Из коллекции семьи Фердинанда Рущица

После окончания Академии художеств, вплоть до 1904 года, Фердинанд Рущиц в основном жил в Богданове, постепенно возвращавшем свой прежний облик. Это было заслугой его отца Эдуарда, который в 1895 году покинул Минск и поселился в Богданове.

Первые годы после окончания Академии Рущиц поддерживал тесный контакт с Архипом Куинджи, старыми друзьями и с художественной средой Петербурга. В феврале 1898 года он принял участие в Весенней академической выставке, продемонстрировав картину «Мельница на заходе солнца» (Młyn o zachodzie słońca). Покупка этой работы московским коллекционером Саввой Морозовым за 600 рублей позволила художнику совершить почти трехмесячное путешествие по художественным центрам Европы, таким как Берлин, Дрезден, Мюнхен, Париж, Базель, Венеция, Вена.

Булгак Ян (1876–1950). Фердинанд Рущиц в своём кабинете в Богданове. 1911. Тонированный бром. 38,8х28,6

Из коллекции семьи Фердинанда Рущица

Вернувшись осенью 1898 года в Богданово, Фердинанд Рущиц создает одно из самых знаменитых своих произведений – «Земля». В 1898–1899 годах им были написаны «Мельница» (Młyn), «Крево» (Krewo), «Последний снег» (Ostatni śnieg) и «Баллада» (Balladę), позднее ставшая собственностью Генриха Сенкевича (уничтожена во время Варшавского восстания в 1944 году).

В дальнейшем Рущиц еще дважды принимал участие в Весенних выставках Академии художеств: в 1899 году показывал «Землю», а в 1900 – «Балладу». В 1899 и 1901 годах по приглашению Сергея Дягилева и Александра Бенуа художник представил ряд своих произведений на выставке объединения «Мир искусства». Последний раз Рущиц экспонировался в России в 1902 году в Москве.

С 1903 года художник сотрудничал с Казимиром Стабровским, Ксаверием Дуниковским и Каролем Тихым по вопросам организации Варшавской школы изящных искусств. В 1904 году вместе с Конрадом Кржижановским начал преподавать живопись. В 1907 Рущиц оставил Варшавскую школу и ненадолго переехал в Краков, где работал на кафедре пейзажа Академии изящных искусств. Контакт с краковской художественной средой углубил интерес Рущица к графическому искусству. Во время пребывания в Кракове он пробует свои силы в цветной литографии, выполняя для Ассоциации польских художников эстамп «Костел в Литве».

 Булгак Ян (1876–1950). Усадьба в Богданове. 1925. Бром тонированный. 11,1х14,5

Из коллекции семьи Фердинанда Рущица

Зимой 1904 года в Богданово художник пишет лирическое полотно «Зимняя сказка» (Bajka zimowa), а в феврале начинает работу над картиной «Корабельная легенда» (Legendą żeglarską), известной под названием Nec mergitur, которое связано с девизом Парижа: Fluctuat nec mergetur («Качается на волнах, но не тонет»).

В 1907 году в Богданово Рущиц заканчивает произведение «Гнездо» (Gniazdo), изображая фрагмент семейного дома. Это последнее живописное произведение художника, к станковой живописи Рущиц больше не вернется.

В 1908 году художник переехал в Вильно, где активно участвовал в художественной и общественной жизни города: был инициатором издания и графическим оформителем многих журналов и книг, автором афиш и плакатов. Он принимал участие в реставрации капеллы образа Божьей Матери Остробрамской, состоял в комитете по возведению памятников Адаму Мицкевичу и Станиславу Монюшко в Вильно, писал статьи о памятниках старины Вильно. В это время Рущиц активно занимался сценографией – он оформил пятнадцать театральных постановок в Варшаве и Вильно, в частности, пьесы Юлиуша Словацкого и Станислава Выспяньского.

В 1912 году Фердинанд познакомился со своей будущей женой, двадцатилетней Региной Роук, дочерью Оскара Роука (Oscar Rouck, 1850–1917), начальника Виленского отделения Санкт-Петербургского общества страхования от огня, владельца усадьбы Порудомино под Вильно.

Гольч Ядвига (1866–1936). Портрет Фердинанда Рущица (1870–1936), живописца. Фотография. 14,4x10,6

Национальный музей в Варшаве. Инв. 59214/10 

В 1919 году Фердинанд Рущиц занимался организацией факультета изящных искусств в восстановленном Виленском университете им. Стефана Батория, в дальнейшем был его деканом (до 1933). В апреле как делегат польских художников участвовал в организации первой Выставки польского искусства в Гран-Пале в Париже. Французское правительство приобрело с выставки картину Рущица «Дыхание весны» (Powiew wiosny) для Люксембургского музея и наградило художника орденом Почетного легиона.

В 1931 году Фердинанд Рущиц возглавил художественно-историческую комиссию в Комитете спасения Виленской базилики, пострадавшей во время наводнения. 1 сентября 1931 года в подземельях виленского кафедрального собора были открыты королевские захоронения короля Александра Ягеллончика и двух жен Сигизмунда II Августа – Елизаветы Габсбург и Барбары Радзивилл. Рущиц делал рисунки интерьера крипты и королевских остатков. Он принимал участие в работах по возведению в соборе королевского мавзолея под часовней Св. Казимира.

30 октября 1932 года ночью у художника случился приступ паралича, в результате которого он потерял речь и подвижность правой руки. Только благодаря преданности и стараниям жены и дочери жизнь Рущица удалось продлить на целых четыре года. В первый период болезни Рущиц находился в Вильно. В 1933 году состояние его здоровья настолько улучшилось, что он мог совершать непродолжительные прогулки по городу вместе с сопровождающим. В 1935 году художник навсегда переехал в Богданово. Он научился писать левой рукой, пробовал рисовать. В эти годы им были созданы многочисленные рисунки членов семьи, написаны несколько этюдов с богдановскими мотивами. Однако до конца жизни художник продолжал работать только левой рукой.

Булгак Ян (1876–1950). Портрет Фердинанда Рущица

Опубликован в журнале “Польский фотограф” №1 от 1939 года 

4 апреля 1936 года Президент Республики Польша Игнаций Мосьцицкий (Ignacy Mościcki) присвоил Фердинанду Рущицу звание почетного профессора Университета Стефана Батория в Вильно.

Художник скончался 30 октября 1936 года в Богданово, 3 ноября был похоронен на семейном кладбище.

После смерти Фердинанда Рущица в Вильно, Варшаве, Кракове были созданы многочисленные почетные и исполнительные комитеты по увековечению его памяти. Почетный комитет в Вильно организовал большую выставку произведений Фердинанда Рущица, открытие которой состоялось 24 октября 1937 года. Позже эта выставка экспонировалась в Варшаве и Кракове. В Варшаве на доме, в котором художник жил в 1904–1905 годах, была установлена мемориальная доска; один из двориков Виленского университета назван именем Рущица.

Булгак Ян (1876–1950). Богданово. Пейзаж. 1911. Отпечаток 1937 г. Бром, 28,3х38,8

Из коллекции семьи Фердинанда Рущица

Имя Фердинанда Рущица внесено ЮНЕСКО в календарь памятных дат на 2020 год. Торжественное открытие года Рущица состоялось 27 февраля в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Виртуальная выставка на сайте нашего музея – это лишь одно мероприятие из целого ряда событий, запланированных к празднованию года Рущица в Беларуси. В экспозиции представлены работы из белорусских, польских и литовских музейных и частных собраний – Национального художественного музея Республики Беларусь, Национального музея в Варшаве, Национального музея в Кракове, Окружного музея в Торуни, Литовского художественного музея, а также частной коллекции внука художника, его тезки, Фердинанда Рущица.

До недавнего времени в собрании нашего музея хранилась только одна работа Фердинанда Рущица – «У костела» 1899 года, приобретенная в 1957 году у ленинградского коллекционера А.И. Шустера. В ноябре 2019 года при финансовой поддержке почетного консула Беларуси в Лозанне Андрея Нажескина были приобретены в коллекции внука художника Фердинанда Рущица и переданы в дар еще три живописные работы, относящиеся к раннему периоду творчества мастера.

Сердечно благодарим за предоставленные материалы Национальный музей в Варшаве, Национальный музей в Кракове, Окружной музей в Торуни, а также внука художника г-на Фердинанда Рущица.

У костела. 1899

Холст, масло. 103,7х78

Национальный художественный музей Республики Беларусь. Инв. ЖБ-59

С берегов Вилейки. 1900

Холст, масло. 131х160

Окружной музей в Торуни. Инв. MT/M/281/N

Фот. Анджей Р. Сковроньский

Деревья на фоне неба. 1899

Холст, масло. 46,3x30,4

Национальный музей в Варшаве. Инв. 181909

Старый дом. 1903

Холст, масло. 93х83

Национальный музей в Варшаве. Инв. MP 392

Земля. 1898

Холст, масло. 171x219

Национальный музей в Варшаве. Инв. MP 393

Старые яблони. 1900

Холст, масло. 85x165

Национальный музей в Варшаве. Инв. MP 394

Пейзажный эскиз в Богданове. 1900

Холст на картоне, масло. 31,5x45,5

Национальный музей в Варшаве. Инв. MP 451

Костёл в Вишневе. 1902

Бумага на картоне, акварель. 23,4х30

Национальный музей в Варшаве. Инв. Rys. Pol.14459

Интерьер салона в Богданове – мальвы. 1905. Картон, масло. 34x51

Национальный музей в Варшаве. Инв. MP 452

Улица в Ошмянах. 1900

Бумага, карандаш, рисунок с этюдника. 12,2х20,8

Национальный музей в Варшаве. Инв. Rys. Pol.15905

Мальвы перед домом в Богданове. 1914

Бумага, цветные карандаши, графитный карандаш. 32,8x26,2

Национальный музей в Варшаве. Инв. Rys. Pol.15928

Деревья на фоне облачного неба. 1900

Бумага, голубой карандаш, графитный карандаш, рисунок с этюдника. 12,3х20,5

Национальный музей в Варшаве. Инв. Rys. Pol.16063

Мельница. 1898

Холст, масло. 112х162

Национальный музей в Кракове. Инв. II-b-103

Зимний пейзаж. 1901

Картон, масло. 45,5х40,8

Национальный музей в Кракове. Инв. II-b-3285

Костёл в Богданово (Деревенский костёл). 1900. Картон, масло. 42х47

Национальный музей в Кракове. Инв. II-b-861

Пейзаж с облаками (Пейзаж. Лес). 1900

Картон, масло. 41х47

Национальный музей в Кракове. Инв. II-b-882

Зимняя сказка (Зимняя история). 1904

Холст, масло. 132х159

Национальный музей в Кракове. Инв. II-b-194

Вечер – Вилейка. 1902

Бумага, акварель, гуашь. 34,3x25,4

Национальный музей в Кракове. Инв. III-r.a.-5823

Обложка журнала «Иллюстрированная деревня» - Народное искусство Литвы и Беларуси. Сентябрь 1913

Обложка литературного альманаха "Журавли" (Żórawce). 1910

Пустка. 1901

Холст, масло. 89х112

Литовский художественный музей. Инв. T-763

Necmergitur. 1904-1905

Холст, масло. 219х203

Литовский художественный музей. Инв. T-2691

 

Авторы текста и составители - Алексей Матюшонок и Юлия Лисай