Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822). К 275-летию со дня рождения

По выражению А.С. Пушкина, Россия в XVIII веке «вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и громе пушек». Царь Петр, решительно и жестко проводя реформы, стремился направить страну на новый путь развития, приобщить ее к экономическим и культурным достижениям европейских государств. Жаждущий знаний и действия дух петровской эпохи коснулся и изобразительного искусства. Новые идеи и образы требовали новых художественных форм. В живописи и скульптуре важное место занял портрет, запечатлевший образ человека того времени – умного, энергичного, почитающего первым своим долгом служение отечеству. Русские художники успешно осваивали опыт работавших в Петербурге и Москве западноевропейских мастеров.

Портрет второй половины XVIII века наполняется новым содержанием, в нем появляется не ведомая ранее глубина, таящая в себе сложный мир мыслей и переживаний человека уже другого времени – эпохи царствования Екатерины II, когда нравственный облик лучшей части дворянской интеллигенции складывался во многом под влиянием идей французских просветителей, в особенности сочинений Ж.Ж. Руссо. Приходит понимание уникальности каждой человеческой личности, развивается чувство уважения к ней. Русскому обществу пример подает сама императрица: одно из основных положений написанного ею «Наказа» – равенство всех людей перед законом. («Наказ» был запрещен к печатанию во Франции, чем Екатерина очень гордилась). Новое мышление заявило о себе в жизненной позиции и творчестве замечательных деятелей русской культуры – Г. Державина, Д. Фонвизина, Н. Львова. К этому же кругу принадлежал и Дмитрий Григорьевич Левицкий.

Левицкий родился в 1735 году в Киеве в семье священника и художника-гравера, трудившегося в Киево-Печерской лавре «справщиком» – редактором издававшихся здесь книг. Отец был первым учителем будущего знаменитого портретиста. Из Киева Левицкий уехал в Петербург, где занимался у А.П. Антропова и, возможно, брал уроки у Л.Ж.Ф. Лагрене и Дж. Валериани. В 1760-е годы работал в Москве. Получив в 1769 году звание академика, в 1771 г. Левицкий был приглашен в Императорскую Академию художеств, где в течение 17 лет руководил портретным классом.

(Судьба была жестока к художнику: уволенный в 1788 году из Академии, почти забытый, ослепший – он умер в безвестности в 1822 году).

Д. Левицкий. П-т неизвестного, 1781 годВ творчестве Левицкого екатерининская эпоха «оживает»: запечатленные кистью великого мастера, перед нами предстают его современники – сама императрица Екатерина, ее могущественные вельможи, блестящие светские дамы, знаменитые богачи и меценаты, общественные деятели, писатели, музыканты, поэты. Каждый изображенный человек для художника – целый мир, который он изучает с любопытством ученого и пылкой любовью живописца. Свойственное времени стремление к простоте и естественности осмысливается как призыв к внутреннему совершенству, что придает искусству портрета характер философского размышления.

В Национальном художественном музее Республики Беларусь находятся четыре произведения Д.Г. Левицкого (все представлены в постоянной экспозиции).

Портрет неизвестного (холст, масло) написан в 1781 году (возможно, на нем изображен итальянский композитор Джованни Паизиелло, состоявший на придворной службе в качестве капельмейстера с 1776 по 1783 гг.).

У раскрытого клавесина, обернувшись к зрителю и как бы беседуя с ним, сидит мужчина в свободном домашнем халате. Выразительное лицо с ярким румянцем и живыми темными глазами выдает жизнелюбивую, страстную натуру. Во всем облике «неизвестного», непринужденном изяществе позы, легком наклоне головы чувствуется горделивое сознание своего достоинства, внутренней независимости. Живопись портрета отличается благородством и красотой колорита. Сияние великолепно написанного розового шелка, играющего льдистым блеском на изломах складок, воплощает как будто саму пламенную душу музыканта, кипящие в нем жизненные силы. Утверждая ценность творческого начала в человеке, художник создает образ, покоряющий эмоциональной выразительностью, изумительной пластикой формы, безупречной точностью рисунка.

Д. Левицкий. П-т Татьяны Петровны Разнатовской, 1781 годЛевицкий создал целую галерею замечательных женских образов. В годы правления Екатерины II во многом именно женщины создавали в обществе культурную атмосферу. Благодаря искусству Левицкого, этот неповторимо-разнообразный, эмоционально и духовно богатый «женский мир» обрел свою живописно-пластическую форму.

В портрете Татьяны Петровны Разнатовской (1781, холст, масло) утонченное изящество модели подчеркнуто выразительностью пластики, красотой рисунка, изысканной цветовой гаммой. Высоко взбитые волосы пудреного парика легким пушистым облаком обрамляют правильный овал лица. В гордой посадке головы чувствуется достоинство, умение держать себя. С любезно-снисходительной улыбкой Разнатовская как будто слушает невидимого нам собеседника: чуть удивленно приподняты брови, чуть насмешлив взгляд серо-зеленых глаз. Холодное сияние голубого и белого шелка придает облику молодой женщины благородно-сдержанный характер. 

Душевного тепла, жизнерадостности, обаяния исполнен образ «Неизвестной в светло-зеленом платье с веером в руке» (1789, холст, масло). С поразительным живописным мастерствомД. Левицкий. П-т неизвестной в светло-зеленом платье с веером в руке, 1789 год Левицкий передает шелковистую нежность кожи, мягкость пушистых локонов и перьев, украшающих прическу, блеск прозрачных камней в драгоценных серьгах, тончайшую паутину кружев на корсаже платья. В цветовой гамме, подчеркивая нежность и женственность модели, тонко сочетаются теплые розовые, зеленые, золотисто-коричневые тона. Воздушный фон, сотканный из пепельно-серых и золотисто-зеленых оттенков, придает композиции гармоническую завершенность.

Д. Левицкий. П-т Неизвестного, 1790-е гг.Неизвестный военный на портрете, созданном в 1790-е гг. (холст, масло), изображен в мундире, с орденом Владимира 3-й степени. Мундир в XVIII веке играл важную роль, указывая на место, занимаемое мужчиной в обществе, но художнику интересен и человек, носящий его. Сознание, прежде всего, своей человеческой ценности и значимости проявляется в добродушном, слегка ироничном выражении лица, умном спокойном взгляде, уверенной манере держаться. Благородно-торжественная цветовая гамма портрета построена на сочетании черного, красного, белого, золотого.

Храня память о былом, образы, созданные Левицким, «живут и дышат», так полнокровны и убедительны они в полноте своего «бытия».  

… Все дальше уходит от нас XVIII век – блистательный и трагический, любознательный и энергичный, век Вольтера и Бомарше, Моцарта и Ватто. Уходит и… остается с нами – в великолепных творениях прославленных мастеров искусства. Достойное место среди них занимает русский художник Дмитрий Григорьевич Левицкий, угадавший подлинную красоту «естественного» человека в красоте внутренней.

 

Текст – научный сотрудник НХМ РБ М.А.Щербакова

Иллюстративный ряд (оцифровка произведений) – Д.Н. Козлов