Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Виртуальная выставка

Известный белорусский художник, заслуженный деятель искусств Беларуси Антон Стефанович Бархатков (1917–2001) в своём творчестве обращался к различным жанрам живописи – тематической картине, портрету, натюрморту, но более всего прославился как мастер пейзажа. В большинстве произведений этого автора присутствует лирико-поэтическое настроение, как, например, в «Портрете жены» (1955) или в одной из самых популярных его картин «Первая песенка» (1957). В пейзажных работах Бархатков во многом продолжил традиции лирического «пейзажа настроения», к которому обращался в своём творчестве наш земляк Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872–1957).

По официальным данным Антон Стефанович Бархатков родился 17 января 1917 года в деревне Щегловка на Могилёвщине, но его сын, художник Игорь Бархатков, утверждает, что его отец считал годом своего рождения 1915. В 1940 году Антон Бархатков окончил одно из ведущих художественных учреждений России – Московское областное художественное педагогическое училище памяти Восстания 1905 года (ныне – Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года (МГАХУ); его учителями были известные художники Пётр Иванович Петровичев, Николай Петрович Крымов.

В 1940 году молодой художник был призван в Красную Армию, где продолжал заниматься живописью, участвовал в выставках. Антон Бархатков – участник Великой Отечественной войны. И в это суровое время он создавал портреты боевых товарищей, писал пейзажи. Его работы экспонировались на выставке 1944 года в Москве, посвящённой 25-летию создания Белорусской ССР. Бархатков принимал участие и в организации этой выставки. После окончания войны художник приезжает в Минск, работает в Музее истории Великой Отечественной войны заведующим художественным отделом. Через несколько лет вновь уезжает в Москву и поступает в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. Среди его учителей – Сергей Васильевич Герасимов, Дмитрий Константинович Мочальский, Пётр Дмитриевич Покаржевский.

Но сам Антон Бархатков считал себя, прежде всего, учеником В.К. Бялыницкого-Бирули несмотря на то, что Бялыницкий-Бируля не занимался педагогической деятельностью. Антон Стефанович говорил: «Но больше всего я учился у Бялыницкого-Бирули. Почти каждый день приходил в его мастерскую. А в летние месяцы мы вместе ездили по Беларуси писать этюды». [Дробаў Л.М. Антон Бархаткоў. – Мінск, 1988. – С. 78]. Неслучайно в творческом наследии живописца есть два портрета В.К. Бялыницкого-Бирули 1945 и 1946 годов.

Лирические пейзажи Антона Бархаткова привлекают внимание правдивостью, непосредственностью видения, естественностью композиции. Он умел показать природу в различные времена года. Разнообразны по настроению зимние пейзажи, поэтически грустные, тихие, с облачным небом, голубовато-серым колоритом («Первый снег», «Похолодало», 1978), наполненные таинственностью («Зимние сумерки», 1982, 1991; «Перед Новым годом», 1976), с более интенсивными красочными сочетаниями («Иней», 1968; «Зима в деревне Городок», 1985; «Зима. Солнечный день», 1999).

Как и В.К. Бялыницкий-Бируля, Бархатков любил показывать раннюю весну, когда снег ещё не совсем растаял, но природа живёт в ожидании перемен («Весна», 1955; «Разлив на Немане», 1977; «Весна», 1983; «Весна на Немане», 1960). В поэтических композициях Антона Бархаткова можно увидеть и более позднюю весну, где состояние природы показано особенно трепетно («Первые всходы», 1961; «Сад в цветении», 1947; «Берёзки зазеленели», 1995).

Летняя природа также представлена в произведениях пейзажиста убедительно и многообразно. Летний настрой в полотне «Июнь» (1985) создаётся красочными сочетаниями сиреневых, белых, оранжевых тонов и дробных, направленных в разные стороны мазков кисти на зелёном фоне травы, которые передают разноцветье полевых цветов, их неизъяснимую прелесть. Эта красочная лужайка контрастно оттеняется высокой стеной густых зелёных елей. Произведения, посвящённые летней поре, различны по настроению. В работах «Перед грозой» (1969), «Пасмурный день» (1983) есть чувство настороженности, тревожного ожидания; в натюрморте «Полевые цветы» (1983), пейзаже «Мосток» (1984) – радость бытия; сказочное очарование в картине «Последний луч» (1970). Привлекает художника и изменчивые состояния природы, например, после дождя, когда есть ощущение особой чистоты, свежести – «После дождя» (1976).

Антон Бархатков в своих пейзажах также показывает места, связанные с жизнью замечательных людей. И в этом он продолжает традиции искусства В.К. Бялыницкого-Бирули, который является родоначальником мемориального пейзажа. В 1972 году написана картина «Любимые дубы Якуба Коласа в Николаевщине», где автор изобразил «сілачоў вяльможных» – как называл их сам Якуб Колас.

Осеннюю природу, как и другие времена года, не обошёл своим вниманием художник. В картине «Осенний вечер» (1977) последние лучи солнца каким-то волшебным светом освещают деревья, придавая тревожную таинственность изображённому. Несколько грустная красота золотой осени показана в произведении «Золотая берёза» (1989). Глубокая осень, настроение настороженного ожидания перемен, скорого прихода зимних холодов присутствует в пейзаже «Студёный листопад» (1973).

Работы Антона Стефановича Бархаткова разнообразны, правдивы, жизненно убедительны, поэтичны и этим интересны зрителю. Его произведения представлены в различных собраниях, в том числе в Музее современного изобразительного искусства в Минске, других музеях Беларуси, а также в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

В коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь находится 17 произведений Антона Бархаткова, в том числе «Портрет В.К. Бялыницкого-Бирули» (1946), «Лирический пейзаж» (1956), «Первая песенка» (1957), «Последний луч» (1970), «Осенний вечер» (1977).

 

Елена Дмитриевна Шапошникова,

ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела,

хранитель коллекции русской живописи и живописи Беларуси

 

 

Изображения (все произведения – собственность Национального художественного музея Республики Беларусь, Минск):

Портрет В.К. Бялыницкого-Бирули. 1946

Картон, масло. 59,3х46 см

КП-11254

 

Последний луч. 1970

Холст, масло. 125,5х97,5 см

КП-12553

 

Осенний вечер. 1977

Холст, масло. 86,5х115,8 см

КП-17402

 

 

Первая песенка. (Первые успехи). 1957

Холст, масло. 142х106 см

КП-03268

 

Весна. 1962

Картон, масло. 69,5х49,3 см

КП-11256

 

Дорога в Вязынку. 1972

Холст, масло. 103,5х85 см

КП-17401

 

Лирический пейзаж. 1967

Холст, масло. 103х83 см

КП-11237

 

Первые всходы. 1963

Холст, масло. 85х117 см

КП-09622

 

Студёный листопад. 1973

Холст, масло. 80х143,5 см

КП-14029

 

 

Литература:

1. Художники советской Белоруссии. (Справочник). Мн., «Беларусь», 1976.

2. Антон Стафанавіч Бархаткоў. Аўтар тэксту Бортнік Л.Б. Мінск, “Беларусь”, 1983.

3. Дробаў Л.М. Антон Бархаткоў. Мінск, “Беларусь”, 1988.

4. Карамазаў В. Антон Бархаткоў. Зачараваная душа. Эсэ. Выдавец Ігар Віркоўскі. Мінск, 2001.

5. Гісторыя беларускага мастацтва ў шасці тамах, т. 5. Мінск, “Навука і тэхніка”, 1992.

6. Гісторыя беларускага мастацтва ў шасці тамах, т. 6. Мінск, “Навука і тэхніка”, 1994.

7. Беларускі саюз мастакоў. Энцыклапедычны даведнік. Мінск, “Кавалер паблішэрс”, 1998.