Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Александр Самохвалов: виртуальная выставка одной картины «На дежурстве. Начало блокады»

Самохвалов Александр Николаевич (1894–1971) – фигура исключительная в советском искусстве. Он один из тех выдающихся мастеров, на чьих глазах шло строительство новой страны, чья творческая индивидуальность сформировалась в период бурного и кипучего расцвета художественной жизни, активных творческих экспериментов, поисков современного изобразительного языка и стиля в советском искусстве 20–30-х годов XX века.

Индивидуальный стиль А.Н. Самохвалова складывался под влиянием творчества и теоретических поисков в области перспективы и колорита К.С. Петрова-Водкина. Также важнейшее воздействие на формирование творческого метода художника оказало изучение древнерусской монументальной живописи в храмах Новгорода и близ него, участие в реставрации фресковой живописи в Георгиевском соборе в Старой Ладоге, а также особое проникновенное восприятие современности. «Я художник, живущий взволнованной жизнью, современностью. Ничто не проходит мимо моего внимания. В особенности то, что обладает чертами, смыслом и значением сегодняшней действительности», – отмечает сам мастер в книге воспоминаний «Мой творческий путь».

Острая и глубокая сопричастность к мгновению настоящего откликнулась в художнике стремлением найти характерные явления и образы современности. Наиболее явственно воплотился дух времени в женских образах А.Н. Самохвалова, именно в них особенно ярко виделась художнику современная эпоха.

Кисти мастера принадлежит «Советская Джоконда» – знаменитая «Девушка в футболке», написанная в 1932 году и сразу получившая восторженные отзывы критиков, а позднее золотую медаль Международной выставки в Париже в 1937 году. Замечательна серия акварельных работ и живописных полотен «Метростроевки» 1930-х годов, образы спортсменок в картинах «После кросса», «Физкультурница» 1935 года и ряд других выдающихся произведений. К их числу принадлежит и находящееся в собрании нашего музея полотно «На дежурстве. Начало блокады», написанное художником в 1943 году в Новосибирске, куда он был эвакуирован из Ленинграда в 1941 году вместе с Академическим театром драмы им. А.С.Пушкина, для которого оформлял спектакли.

Вдохновленный беспрецедентным примером мужества жительниц блокадного Ленинграда, служивших в подразделениях местной противовоздушной обороны, А.Н. Самохвалов создает большую сюжетную картину, где изображает девушку – бойца подразделения наблюдения, оповещения и связи на посту дома рядом с Адмиралтейством.

Во время блокады с сентября 1941 года по январь 1944 года Ленинград постоянно подвергался налетам авиации и артобстрелам. В задачи наблюдателей, или вышковых, как они сами себя называли, входило следить за тем, где в районе упал снаряд или бомба, и немедленно передавать сведения в штаб, чтобы там знали, куда высылать пожарное или санитарное подразделение. С весны 1942 года подразделения местной противовоздушной обороны на восемьдесят пять процентов были укомплектованы женщинами, потому что после тяжелой блокадной зимы 1942 года многие мужчины погибли от голода, другие ушли на фронт. Ленинградская женская армия, преодолевая невероятные лишения и трудности, с риском для жизни, самоотверженно ликвидировала последствия налетов авиации, несла дежурство на вышках, обезвреживала бомбы и мины, разбирала завалы, тушила пожары, хоронила погибших и оказывала медицинскую помощь пострадавшим.

В картине художник достигает высочайшей художественной выразительности, выстраивая композицию так, что ее основу составляет внутренне динамичная поза героини, построенная по принципу классического контрапоста. Предельное эмоциональное напряжение, готовность к действию, несгибаемая воля и самоотверженность придают образу неизбежный героический пафос, смягченный очевидной женственностью и тонкой лирикой деталей. А.Н. Самохвалов сумел внести в облик своей героини ту степень обобщения, которая позволяет каждой из шестнадцати тысяч девушек, служивших в подразделениях местной противовоздушной обороны, увидеть в ней себя.

Пластически выразительная фигура девушки выделяется своими совершенными формами на фоне города и кажется изваянной из мрамора.

Невольно хочется сравнить героиню картины с древнегреческой богиней победы Никой. Прямой и бесспорной реминисценцией античности выступают скульптуры на башне Адмиралтейства. Стражем ленинградского неба кажется возвышающаяся на фоне утопающего в дыме и огне горизонта скульптура выдающегося эпирского полководца Пирра, сильнейшего противника Рима.

Трагическую атмосферу города, пылающего в зареве пожара, создает колорит картины, построенный в тончайших градациях пурпурно-синего, сиреневого, амаранто-розового, золотисто-желтого цветов.

Как и лучшие работы 20–30-х годов XX века, произведение А.Н. Самохвалова «На дежурстве. Начало блокады» 1943 года отмечено такими чертами его хорошо узнаваемого стиля, как монументальность, выразительная скульптурная пластика форм, тонко разработанный тональный колорит, стремление создать возвышенный и емкий образ современности.

Данная крупноформатная (270 х 275 см) картина поступила в собрание музея в 1946 году из фондов Дирекции художественных выставок и панорам СССР. Более 70 лет произведение хранилась в фондах музея, накатанным на вал, потому как нуждалось в опытной музейной реставрации. В течение этого года реставраторы Светлана Дикуть и Александр Кирель занимались реставрацией полотна. После завершения всех реставрационных мероприятий картина впервые экспонируется в стенах НХМ РБ к 75-летию Великой Победы.

Автор текста и составитель - Василевская А. Г.