Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

1957 год – новая страница в истории музея (архивные фотографии)

5 ноября 1957 года Государственный художественный музей Республики Беларусь переехал в новое здание – так началась новая страница в истории музея. Мы предлагаем Вам уникальные архивные фотографии о ходе строительства музейного здания и воспоминания старейшей сотрудницы музея Ирины Васильевны Назимовой (статья «К 50-летию здания музея» была написана в июне 2006 года). 

В жизни человека (как и в творчестве художника) бывают переломные даты, которые завершают один и начинают другой период. Для меня таким знаменательным стал 1957 год, когда я окончила Академию художеств в Ленинграде, переехала в Минск и была приглашена легендарной Еленой Васильевной Аладовой на работу в созданную ею послевоенную Картинную галерею. В то время она размещалась в Доме профсоюзов на площади Свободы. Здесь уже много лет работали заведующий фондами П.Н. Герасимович, научные сотрудники А.Д. Палеес, А.В. Василевская, Г.А. Боровик и мастер на все руки В.Б. Зеленко.

В 1957 году коллектив галереи пополнился молодыми сотрудниками, окончившими различные вузы, но горевшими желанием трудиться на ниве искусства. Первым был зачислен в штат Г.И. Король, галантность которого соответствовала «сану монарха». Моим самым близким другом на всю жизнь стала искусствовед Е.К. Ресина, отличавшаяся от всех высочайшим профессионализмом, аналитическим умом и прямотой характера. Библиотекой заведовала В.И. Колос, тихо и спокойно разбиравшая кипы книг. В отделе научной пропаганды работали уже опытная, но необыкновенно скромная и добросовестная Н.М. Барановская, а также быстро усваивающие новую для них науку В.М. Чуркина, Э.И. Ветер и Р.Г. Бадин. Почти одновременно с ними пришёл седобородый фотограф И.И. Соловейчик, всегда светившийся доброй улыбкой. Сложился прекрасный, дружный коллектив, перед которым стояла ответственная задача: подготовить фонды галереи к переезду в новое (построенное по проекту архитектора М.И. Бакланова) здание на улице Ленина, 20. У каждого из нас был свой участок работы. Помню, что я занималась инвентаризацией и описанием произведений русского дореволюционного искусства.

Незадолго до ноябрьских праздников к подъезду Дома профсоюзов был подан грузовик, на который погрузили скульптуру и сотрудников, призванных бережно поддерживать в пути мраморные, гипсовые и деревянные головы.

Для большей устойчивости доверенных нам шедевров мы обнимали их за шеи. Картина была почти сюрреалистическая. Несколько рейсов на машине сменились пешими процессиями работников галереи всех возрастов, переносивших на руках картины. Золочёные резные рамы для удобства транспортировки мы надевали на шею и, глядя друг на друга, не могли удержаться от смеха. Вспоминали «Крестный ход в Курской губернии» И.Е. Репина. Торжественность события и комизм ситуаций вызывали радостное возбуждение и участников переезда, и случайных прохожих. К сожалению, эти яркие моменты истории музея сохранились только в нашей памяти.

После скромных канцелярских комнат Дома профсоюзов новое здание с беломраморными лестницами и колоннами казалось сказочным дворцом, воплощением мечты.

Храм искусства, вместивший сокровища Картинной галереи, был назван Государственным художественным музеем БССР. Он стал родным домом для вчерашних студентов, начавших здесь свой трудовой путь.

Вдохновленные примером неутомимой Елены Васильевны, мы забывали о времени, выполняя любую необходимую в данный момент работу: вытирали пыль, мыли стёкла, таскали подиумы для скульптур и картин, пока они не находили своё постоянное место в зале. В общении с Еленой Васильевной приобретался бесценный опыт экспозиционной работы.

Музей открыл свои двери для зрителей в дни, когда вся страна (СССР) отмечала 40-летний юбилей Октябрьской революции. На вернисаже, конечно, была республиканская элита, но я ещё никого не знала, поэтому официальные торжества мне не запомнились. Зато навсегда остался в памяти грандиозный вечер, который мы устроили для самих себя после переезда, 5 ноября. Откуда только брались силы на то, чтобы сбегать домой переодеться, а потом сервировать праздничный стол, выступать с шутливыми пародиями, играть на рояле, петь дуэтом и танцевать, танцевать до упаду в огромном мраморном вестибюле! О, молодость!

Энергия Елены Васильевны, её добросердечность и щедрость души, самозабвенная любовь к искусству и своему детищу, получившему новый дом, позволили создать в музее неповторимую атмосферу увлечённости общим делом и взаимной симпатии, а это превращало в праздник и работу, и неформальное общение коллег.

Ирина Васильевна Назимова 

                                                                                                                                                                                   

Строительство шло долгих семь лет и завершилось к 5 ноября 1957 года. Автором проекта, первого специального разработанного для музея здания в СССР, стал архитектор Михаил Бакланов. 

Архитектор Михаил Бакланов

Две недели до открытия создавалась экспозиция в 10 залах. Сотрудники под руководством Е.В. Аладовой работали до глубокой ночи

И вот знаменательная дата – первые посетители вошли в новое здание музея, по случаю праздника украшенное ковровыми дорожками. Архив сохранил фотографии этих людей – рабочих, школьников, интеллигенцию. Всех переполняла гордость: музей к 1957 году благодаря героической подвижнической работе директора Е.В. Аладовой смог восстановить численность довоенной коллекции – три тысячи экспонатов.

И.В. Назимова проводит экскурсию по залу Древнебелорусского искусства. 1957

В.М. Чуркина проводит экскурсию в зале Русского искусства. 1957

А.В. Василевская проводит экскурсию школьникам в зале Русского искусства. 1957

Фотограф И.И. Соловейчик с И.В. Назимовой. 1957

Информацию к выставке подготовили: Валентина Федоровна Баслык и Валентина Николаевна Башак, ведущие архивисты Национального художественного музея Республики Беларусь