Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

14 картин о любви

Любовь между мужчиной и женщиной издавна была самой воспеваемой и неисчерпаемой темой в искусстве, ведь разобраться в природе этого чувства окончательно никто так и не смог. Первую попытку подойти к теме аналитически осуществили древние греки, сделавшие любовь предметом исследования и создавшие классификацию из шести видов этого чувства: eros (страстная и эмоциональная любовь), ludus (любовь-игра, основанная на флирте), storge (любовь-дружба, порожденная общностью интересов), pragma (любовь, предполагающая общие цели и партнерские отношения), mania (иррациональная любовь-одержимость), agape (жертвенная любовь).

Как ни парадоксально, тематический срез современного белорусского искусства из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь демонстрирует схожее стремление к дифференциации видов любви. В представленных на выставке 14 картинах – самые разные трактовки этого понятия, среди которых как романтическая любовь, так и другие ее формы.

Живопись белорусских художников, работавших в 1960-х годах, повествует преимущественно о любви-партнерстве, прошедшей испытания войной, тяготами и совместной работой (Л. Щемелёв «Трудные годы», В. Громыко «Гудят трактора», М. Данциг «Новосёлы», А. Гугель «Старая мельница», В. Тарасов «Вдвоем»). Герои картин не демонстрируют подчеркнутой нежности друг к другу, между ними нет очевидной эмоциональной связи, однако обстоятельства мотивируют их служить друг другу опорой и поддержкой, на всю жизнь превращая в верных и надежных спутников. Хотя без исключений в этом ряду все же не обходится: работа А. Гугеля «Признание» передает самую что ни на есть традиционную романтическую обстановку: ночь, озеро в свете луны, лирический “тет-а-тет” мужчины и женщины. Впрочем, отпечаток эпохи прослеживается и здесь: мужчина – гордый моряк, солдат советской армии с красной звездой на бескозырке, а женщина, хоть и одета в нежное розовое платье, имеет мощное телосложение и жесткое выражение лица человека, привыкшего к трудностям и самодостаточности.

Щемелёв Леонид Дмитриевич. Трудные годы. (Ополченец). 1964–1965

Громыко Виктор Александрович. Гудят трактора. 1965

Данциг Май Вольфович. Новосёлы. 1962

Гугель Адольф Самуилович. Старая мельница. 1969

Тарасов Вячеслав Алексеевич. Вдвоём. 1968

Гугель Адольф Самуилович. Признание. 1964

Занятно, что в 1970-е фокус в раскрытии любовной темы резко меняется и основными героями полотен становятся беззаботные молодые люди, живущие субъективными эмоциями и строящие отношения преимущественно на дружеской общности интересов и/или романтическом восхищении друг другом (Н. Казакевич «Юность», В. Марковец «Купалле», «Праздник в Докшицах»). Они принадлежат к послевоенному поколению, знавшему голод, холод и бедствия лишь со страниц учебников и еще не успевшему утратить наивность мировосприятия.

Казакевич Николай Константинович. Юность. 1971

Марковец Виктор Петрович. Купалле. 1976

Марковец Виктор Петрович. Праздник в Докшицах. 1976

1980-е, как десятилетие, отмеченное рефлексией на тему застоя 70-х и последующей перестройкой, возвращают нас к любви проблемной, любви, отказывающей в поверхностности и, в большинстве случаев, обреченной на безысходность (Н. Исаёнок «Извечное. Диалог», А. Марочкин «Вероника и Максим»).

Исаёнок Николай Иосифович. Извечное. Диалог. 1988

Марочкин Алексей Антонович. Вероника и Максим. 1981

Совершенно иными методами решается любовная тематика в работах постсоветского периода. Их характеризует не только заметный отход от реализма и иных канонов советской живописи, но и стремление давать совершенно новые для белорусского искусства интерпретации любви как чувства, гендерных ролей и самой логики отношений между мужчиной и женщиной. При этом едва ли мы можем говорить о каком-либо очевидном единстве этих интерпретаций. Отметим лишь, что живопись последних лет преимущественно балансирует между любовью-игрой – ludus – и любовью-одержимостью – mania. Хотя разнообразие рубежа XX–XXI вв. в равной мере способно предложить и рафинированный романтизм (А. Силивончик «Плывем по течению»), и ироническую аллюзию (О. Сковородко, «Под небом Купалы») и откровенный гротеск (Н. Селещук «Люблю тебя встречать»).

Силивончик Анна Михайловна. Плывём по течению. 2012

Сковородко Олег Александрович. Под небом Купалы. 2002

Селещук Николай Михайлович. Люблю тебя встречать. 1994

Искусство обречено всегда пребывать в движении и раз за разом в той или иной форме отвечать на перемены в обществе. За последние 50 лет белорусское искусство представило множество ракурсов, с которых можно рассматривать отношения между мужчиной и женщиной. Что скрывается за словом «любовь»? Дружба и партнерство? Вдохновенное восхищение и напряженный нерв эмоциональных конфликтов? Романтические иллюзии и самоутверждение собственного эго? Едва ли четырнадцать картин ХХ–XXI веков способны дать ответы на эти извечные вопросы, но попытаться все-таки могут.

Автор текста  Алина Стрелковская, научный сотрудник отдела научно-просветительской работы Национального художественного музея Республики Беларусь.