Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Выставка белорусского художника Николая Кузьмича «Byzantium»

2 декабря 2020 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоится открытие персональной юбилейной выставки известного белорусского художника Николая Кузьмича «Byzantium». На выставке представлены уникальные работы мастера в технике древневизантийской эмали иконы, образки, медальоны, выполненные за последние несколько лет.

Николай Кузьмич вошел в историю Беларуси, когда восстановил одну из национальных святынь – Крест Евфросинии Полоцкой, сегодня хранящийся в церкви Святой Евфросинии Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке. Спустя несколько лет Николай Петрович создал ставротеку (хранилище для креста) и раку для мощей Евфросинии Полоцкой. Государство и православная церковь высоко оценили творчество художника. Заслуженный деятель искусств Беларуси, кавалер орденов Франциска Скорины, Русской православной церкви во имя святого равноапостольского великого князя Владимира и Креста Святой Евфросинии Полоцкой, награжден медалью князя Константина Острожского – это далеко не полный список его наград.

Николая Кузьмича называют Лазарем Богшей нашего времени. Известный мастер работает в уникальной технике древневизантийской перегородчатой эмали, в нашей стране ею никто не обладает, а мировых профессионалов по пальцам можно перечесть. Рисунок и цвет – две основные живописные составляющие стали эталоном для работ мастера. Древние узоры и византийские традиции, на которые Николай Кузьмич опирается особенно в сакральных произведениях, не сковывают его воображение. Он использует технологии XII века для новых приемов, где лаконичность и минимализм современных форм гармонично сочетаются с барочным богатством цвета.

Перегородчатая эмаль – тонкая и трудоемкая ручная работа. Именно по этой причине в массовом производстве практически не используется. Ювелирные компании часто «воссоздают эффект» перегородочной эмали более экономичными способами, например, литьем изделия с готовыми ячейками под эмаль (аналогично технике выемчатой эмали). Настоящая перегородчатая эмаль используется в авторских работах отдельных, редких мастеров.

Эта техника требует отточенности мастерства. Как придать образу динамику и смелость, чтобы в позах, продиктованных иконографией, сохранить ощущение живого внутреннего движения? Все зависит от легкости, прозрачности перегородки. Чем толще золотая нить, тем больше рисунок напоминает шаблон. Длинной тонкой напруженной перегородкой можно рисовать как заостренным карандашом.

А цвет эмалей? Тот самый – с загадочным матовым блеском золота и обилием живописных оттенков? Сегодня сложные оттенки Николай Кузьмич создает, экспериментируя со смесями современных эмалевых порошков, достигая небесной яркости лазурита, таинственной глубины императорского пурпура, чистого, волшебного сияния белого. Вся живописная палитра со сложными оттенками задействована в перегородчатой эмали белорусского мастера.

Изысканные работы Николая Кузьмича виртуозно сочетают в себе традиционную византийскую эстетику формы, линии и качества изготовления, европейские представления о стиле и функциях произведения искусства со знаковостью, смысловой нагрузкой элементов и символов. При этом его работы остаются неперегруженными деталями, визуально легкими, «воздушными».

Следует добавить, что Николай Кузьмич – настоящий патриот Бреста. Он приехал в город в 1982 году по распределению и здесь же остался. Сегодня в центре Бреста находится ювелирный магазин-галерея «Византия» с мастерской, где он вместе с сыном Петром изготавливает и иконы, и ювелирные украшения.

Николай Кузьмич к церковной тематике возвращается много и часто, но сегодня на совершенно ином уровне, создавая в технике перегородчатой эмали образки, кресты и иконы, свободные от копирования. Он давно чувствует себя уверенно. В совершенстве владеет материалом. Прекрасно рассчитывает архитектуру изображений, даже самых сложных – ничего лишнего, все на местах. Стиль его рисунков перегородками – динамичный, смелый, непринужденный. А работы выходят за рамки ювелирного или чисто декоративного искусства, вообще за рамки локального явления.

Наталья Шарангович, искусствовед