Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Выставка «Скованное пламя. Скульптура-рельеф-живопись-графика в глине»

4 апреля 2019 года в 17.00 в Национальном художественном музее Республики Беларусь откроется персональная выставка керамики Тамары Николаевны Курочицкой «Скованное пламя. Скульптура-рельеф-живопись-графика в глине», приуроченная к 70-летию художницы.

На выставке будут продемонстрированы около 30 произведений из собрания автора, некоторые из которых – впервые.

Отличительная, узнаваемая керамика Тамары Курочицкой – это и монументальные работы (одни из наиболее известных украшают Национальную библиотеку Республики Беларусь и конференц-зал Мирского замка), и декоративные рельефные панно, и скульптура, и изысканные вазы, и малая пластика. Художнице подвластны самые разные жанры, в том числе такие, которые более характерны для живописи и графики (пейзаж, натюрморт). Но, пожалуй, самый для нее любимый среди всех – анималистический жанр.

Парадоксально то, что, хотя керамика рождается из земли и огня, главными стихиями Тамары Курочицкой являются воздух и вода. Художница умеет превратить глиняную массу, скованную пламенем, в воздушное, невесомое либо, наоборот, в текучее, изменчивое. Полет, открытая небесная высь и полные тайн водные глубины – это мир Тамары Курочицкой, те пространства, в которых она чувствует себя уютно и уверенно.

Недаром любимыми “персонажами” художницы стали, с одной стороны, птицы, ангелоподобные существа и даже космические пришельцы, а с другой – рыбы (самых невероятных форм и цветов) и даже моллюски, и креветки.

Даже изображения женщин-красавиц, которых так много на рельефных панно художницы, выглядят совершенно нематериальными, неземными, напоминают то ли ундин, которые вышли из воды на берег, то ли каких-то фантастических бабочек.

Но, пожалуй, фаворитом среди всех образов, которые послужили основой для Тамары Курочицкой, является раковина. Художница буквально очарована ее совершенными спиральными формами. Спираль с древних времен считалась символом Вселенной, цикличности развития всего сущего. Спираль – это водный водоворот, смерч, космические завихрения, вечное возрождение. И все это Тамара Курочицкая рассмотрела в раковине. Художница снова и снова играет с этим образом, который воплощается не только в панцирях морских моллюсков или улиток, но и, например, в ручках ваз и даже в шахматных фигурах.

Наверное, именно форма раковины вдохновила художницу на изобретение специальной авторской техники мозаичного выкладывания из шамотной массы.

Но, разумеется, это не единственное изобретение Тамары Курочицкой. Художница сумела выработать особенный стиль, который обозначен в подзаголовке этой выставки: “Скульптура-рельеф-живопись-графика в глине”. Ее работы, рождающиеся на границе скульптурных форм, живописи и графики, образуют волшебный, загадочный и очень притягательный мир. Это мир-мечта, мир-сон, в который Тамара Курочицкая приглашает всех посетителей выставки.