Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Немецкая живопись и гравюра XVII – начала XX века

С 31 августа 2020 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь будет экспонироваться выставка «Немецкая живопись и гравюра XVII – начала XX века».

Собрание немецкого искусства XVII–XXI столетий в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь хоть и уступает по своей значимости и количеству собраниям французской и итальянской художественных школ, но включает в себя немало интересных, преимущественно, живописных и графических произведений XVII–XX веков.

Одной из характерных особенностей немецкого искусства XVII–XVIII столетий была сильная зависимость от общеевропейских художественных традиций. Огромное воздействие на художников Германии оказало искусство Голландии, Фландрии, Италии, Франции. Так, в тесном соприкосновении с итальянским искусством развивалось творчество Иоганна Генриха Шёнфельда (1609–1682/1683). На выставке экспонируется живописное полотно «Купание», созданное художником, принадлежащим к кругу Шёнфельда. Живописная свобода форм, их пластическая устойчивость, сочетание вымысла и воображения – характерные особенности произведений художников этого круга. Неизвестный живописец создает некий идеалистический мир, в котором почти классические по пропорциям человеческие фигуры, скульптура, причудливая архитектура и пейзаж соединены в единое эмоциональное целое.

Нередко немецкие мастера заимствовали мотивы, созданные живописцами других стран. Подобное характерно для творчества немецких живописцев, пишущих картины в духе голландских мастеров. В XVIII веке появляются так называемые «рембрандтески» – произведения, созданные под влиянием великого голландца. Это преимущественно портреты, изображающие стариков в экзотических восточных костюмах, в беретах, тюрбанах, украшенных драгоценными брошами. Примеры подобных портретов в коллекции музея – «Старик в тюрбане» и «Портрет неизвестного», созданные неизвестными художниками XVIII века. Выразительность, повышенная экспрессивность образа достигается в них прежде всего за счет характерности мимики, эффекта резких контрастов света и тени.

В середине XVIII века значительным художественным центром в Европе стал Дрезден. С 1727 года во главе Школы рисования и живописи в Дрездене (с 1764 – Дрезденская академия изобразительных искусств), основанной в 1680 году, стоял известный французский художник Луи Сильвестр (1675–1760). Рядом с ним работали талантливые местные художники, писавшие преимущественно портреты польской и саксонской знати. Среди них Анна Розина (Барбара Розина) Лишевска (Лисевска) (1713–1783), автор «Портрета Михала Казимира Огинского» (около 1755), – одного из ярких примеров немецкого парадного портрета XVIII столетия в коллекции музея. Композитор и меценат, создатель оперного театра и капеллы в Слониме, первый строитель Огинского канала, человек, имя которого неразрывно связано с культурой Беларуси, Михал Казимир Огинский (1730–1800) представлен на портрете как полководец. Театральность и декоративность композиции, торжественность и величественность позы как нельзя лучше соответствуют содержанию портрета – прославлению военной доблести портретируемого.

Фридрих Гартман Баризьен (1724–1796) учился в дрезденской Школе рисования и живописи, но во второй половине XVIII века работал преимущественно на территории Российской Империи (Ораниенбаум, Москва, Санкт-Петербург, Петергоф, Рига) и Курляндии при дворе герцога Курляндского Петера (Петра) фон Бирона (1724–1800) в Митаве. С его творчеством в коллекции музея знакомит «Портрет Алексея Дондуковича Дондукова» (1761), владельца имения Романово (ныне Ленино) Оршанского уезда Могилевской губернии. Хан калмыков Бага-Цохурского и Эркетеневского улусов, находившийся на русской службе князь Алексей Дондуков (ок. 1734–1781) представлен в полной строевой форме секунд-ротмистра Особой конной роты Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. В портрете Баризьен умело сочетает барочную парадность и точную передачу индивидуальных черт модели с ярко выраженными монголоидными чертами лица с широкими скулами.

Одним из выдающихся портретистов второй половины XVIII века был Антон Графф (1736–1813). Швейцарец по происхождению, он учился в 1753–1756 годах у Иоганна Ульриха Шелленберга (1709–1795) в Винтертуре, позже у Иоганна Якоба Хайда (1668–1748) в Аугсбурге. Работал в Ансбахе, Аугсбурге, Регенсбурге, с 1766 года как придворный живописец в Академии живописи, скульптуры, гравюры и архитектуры в Дрездене. Графф создал обширную портретную галерею своих современников, в том числе выдающихся немецких писателей, поэтов, художников и ученых: Готхольда Эфраима Лессинга (1729–1781), Иоганна Кристофа Фридриха фон Шиллера (1759–1805), Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803), Мозеса Мендельсона (1729–1786), Кристофа Мартина Виланда (1733–1813) и др. В коллекции музея хранится «Портрет неизвестной» (1770-е), запечатлевший романтический образ молодой женщины с высокой напудренной прической согласно моде эпохи рококо, прикрытой мантильей, в изящном платье полонез с наброшенной на плечи накидкой. Графф демонстрирует виртуозное мастерство передачи фактуры различных материалов – бархатистость кожи, блеск атласа, невесомость кружев, мерцание жемчуга.

Помимо портрета в немецком искусстве первой половины XVIII века ведущее место занимала декоративная живопись. Многочисленные художники-декораторы оформляли пышные барочные сооружения, украшая фресками интерьеры дворцов и церквей, создавали алтарные образы. Нередко образцами для подражания служили росписи венецианских мастеров, работавших в Германии, как, например, фресковое убранство Вюрцбургской резиденции Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770). Над оформлением бывшей резиденции князей-архиепископов Вюрцбурга трудился и южно-германский живописец Иоганнес Цик (1702–1762), расписавший так называемый «Садовый зал». Известный преимущественно как автор монументальных росписей, Цик работал и как станковый живописец. На выставке представлено его живописное полотно «Юдифь и Олоферн» (конец 1740-х – 1750-е). Если монументальные росписи Цика обнаруживают явное влияние итальянского искусства, то станковые композиции позднего периода демонстрируют, что художник блестяще знал творчество Рембрандта, ряд из работ которого он даже копировал. У великого голландца Цик «заимствует» схему драматических композиций, характерные световые эффекты и даже типы фигур библейских сцен. «Юдифь и Олоферн» отличает эффектная композиция с блестящей компоновкой фигур и острым светом, усугубляющим общее драматическое звучание полотна.

При короле Фридрихе Великом (1712–1786) в Германии усиливается влияние французского придворного искусства, произведения французских мастеров становятся предметом коллекционирования и подражания. С выполнения миниатюр и эмалей по французским образцам и создания композиций в духе Антуана Ватто (1684–1721), Никола Ланкре (1690–1743), Жана-Батиста Симеона Шардена (1699–1779) начинал свою художественную деятельность один из выдающихся немецких художников XVIII столетия Даниэль Ходовецкий (1726–1801). С творчеством художника на выставке знакомит живописное полотно «Менуэт в парке». Произведение практически без изменений повторяет основную часть композиции «Прелести бала» (около 1715–1717, холст, масло, 52,5x65,2 см, Далиджская картинная галерея, Лондон, инв. № DPG156) Антуана Ватто. Ходовецкий лишь меняет «окружение» галантной сцены, размещая общество в тени деревьев на берегу водоема на фоне горного пейзажа с руинами. Данная композиция используется художником и в полотне «Менуэт в парке» (1760-е, холст, масло, 74х115 см) из коллекции Национального музея в Варшаве (в настоящее время – на депозите во дворце в Вилянове). Можно предположить, что обе композиции Ходовецкого были созданы на основе гравюры (1730) Жерара Жана-Батиста Скотина (1698 – после 1755).Во многом под влиянием голландских художников развивается в немецком искусстве XVIII века и батальный жанр, с которым на выставке знакомит живописное полотно «Крымская баталия» Иоганна Фридриха Зейпеля (вторая половина XVIII – начало XIX века). Композиция иллюстрирует, вероятно, один из эпизодов Русско-турецкой войны 1787–1791 годов, с традиционной схемой изображения горячей кавалерийской схватки на переднем плане.

 Немецкая живопись XIX столетия представлена в коллекции музея единичными экспонатами, среди которых особого внимания заслуживают «Семейный портрет» (1850) Густава Адольфа Гиппиуса (1792–1856) – талантливого портретиста, литографа и педагога, жившего и работавшего в Эстляндии и Санкт-Петербурге, а также две композиции на военную тематику. Это «Привал» (после 1840) известного исторического живописца Карла Фридриха Шульца (1796–1866) и «Возвращающиеся фуражиры» (1875) мастера жанровой живописи, пейзажиста и портретиста Вильгельма Александра Мейерхейма (1815–1882).

 Со времен Возрождения гравюра является одним из популярнейших видов изобразительного искусства Германии. Произведения известного немецкого гравера Мельхиора Кюзеля (1626 – ок. 1683) – наиболее ранние экспонаты коллекции немецкой графики музея. Одним из крупнейших графических трудов этого мастера стала «Иконография Иоганна Баура». Над созданием гравюр по оригиналам знаменитого художника Иоганна Баура (1607–1642) Кюзель работал долгие годы. Первое издание «Иконографии» увидело свет в Аугсбурге в 1670 году. К этому изданию относятся две гравюры, представленные на выставке, – «Диспут» и «Воскрешение Лазаря».

 XVIII век – время подлинного расцвета репродукционной гравюры, получившей развитие в конце предыдущего столетия. Воспроизводившие картины и рисунки великих мастеров, репродукционные гравюры в этот период становятся все более и более популярными в среде коллекционеров и любителей искусства.

 Крупнейшими мастерами немецкой репродукционной графики XVIII века были Георг Фридрих Шмидт (1712–1775) и Жан Георг Вилле (1715–1808). Оба гравера теснейшим образом связаны с Францией – лидирующей художественной школой XVIII столетия. И Шмидт, и Вилле длительное время работали в этой стране, тесно общаясь и сотрудничая с крупнейшими представителями французской гравюры. Неслучайно, что часто в качестве оригиналов для своих гравюр они используют либо произведения французских живописцев, либо гравируют живописные работы, хранящиеся в собраниях французских коллекционеров. Наряду с обращением к французскому искусству для немецкой гравюры XVIII века характерен стойкий интерес к национальной живописи, а также увлечение голландским искусством. На выставке представлен целый ряд репродукционных гравюр, воссоздающих живописные оригиналы, принадлежащие кисти как французских, так и голландских художников, таких как Андриан ван Остаде (1610–1685), Габриэль Метсю (1629–1667), Герард Тербох (1617–1681), Каспар Нетшер (1635/1636–1684), Давид Тенирс Младший (1610–1690).

 Кроме репродукционной гравюры, в немецкой школе XVIII столетия важное место занимает гравюра, создаваемая гравером по собственному рисунку. Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих (1712–1774) – живописец, рисовальщик, гравер, чье имя и слава перешагнули далеко за границы Германии, – был крупнейшим мастером авторской гравюры. В его творчестве нашли отражения все веяния этого времени – и поиски собственных оригинальных приемов гравирования, и достижения в области техники репродукционной гравюры, и интерес и подражание голландским мастерам XVII века. Увлеченный «малыми голландцами», Дитрих часто варьировал сюжеты, композиции, выразительные приемы, даже размеры произведений этих мастеров в своих графических и живописных работах. Среди представленных на выставке произведений Дитриха – блестящие композиции «Торговец галантерейными товарами» (1741), «Венгерский продавец крысиного яда» (1757), «Странствующие музыканты», «Два медвежьих поводыря» (1764), выполненные в духе голландских мастеров, а также пейзажи, созданные им в период путешествия по Италии.

 Помимо Берлина, где при дворе работали многие прославленные мастера, в частности Вилле и Шмидт, двумя крупнейшими художественными центрами, взрастившими не одно поколение немецких граверов, были начиная с XVI века Аугсбург и Нюрнберг. Одной из известных аугсбургских семей граверов и художников была семья Хертелей. В XVIII веке. в Аугсбурге трудились два Иоганна Георга Хертеля – отец и сын. Известно, что оба создавали в основном репродукционные гравюры. Особое место в наследии Хертелей занимают гравюры с произведений Давида Тенирса Младшего. Именно картины этого художника воспроизводят четыре офорта из коллекции музея. Это – «Крестьянский танец», «Игроки в карты», «Пейзаж с тремя путниками» и «Дом, освещенный луной» (все – после 1748).

 С Аугсбургом связано имя и Иоганна Элиаса Ридингера (1698–1767) – известного немецкого живописца-анималиста, рисовальщика и гравера. На выставке представлен офорт «Старая изнуренная лошадь» – лист из серии «Наброски некоторых лошадей разного возраста и назначения, взятые из жизни» (1755 /?/).

 Вторым крупным центром гравюры в Германии в XVIII столетии был Нюрнберг. На выставке экспонируются произведения двух нюрнбергских мастеров – Иоганна Христофа (Яна Христофа) Дитша (1710–1769) и Иоганна Юстина Прейслера (1698–1771). Это две гравюры «Пейзаж с крестьянской семьей» (1759) и «Пейзаж с отдыхающими крестьянами» (1760) Дитша и офорт «Тайная вечеря» Прейслера – лист из серии «Росписи потолка и сводов сгоревшей иезуитской церкви в Антверпене, созданные Рубенсом, большие композиции и отдельные фигуры из Ветхого и Нового Заветов» (1735) по оригиналу Питера-Пауля Рубенса (1577–1640).

 Одной из популярных техник гравирования в XVIII столетии было меццо-тинто, известное еще с 1640-х годов. Эта техника позволяла достигнуть богатства градаций и живописной мягкости тональных переходов – от теневых участков к самым ярким световым бликам. Благодаря этому меццо-тинто чаще всего применялось для воспроизведения живописных произведений, выполненных маслом. На выставке представлен единственный пример цветного меццо-тинто в собрании немецкой графики музея – крупноформатная композиция «Анжелика и Медор» Иоганна Йозефа Фрейдхофа (1768-1819) с оригинала Пьетро Ротари (1707–1762).

 В XIX веке одним из важнейших жанров, привлекающим к себе интерес граверов, становится портрет. Внимание к человеку, его внутреннему миру, попытка передать не только внешнее сходство, но и духовное состояние модели, нашли свое отражение в прекрасных образцах гравированного портрета XIX столетия, созданных такими известными мастерами, как Иоганн Фердинанд Кретлов (1767–1842) («Портрет графа Станислава Потоцкого», 1819), Фридрих  Енцен (1804–1875) («Портрет князя Михаила Семеновича Воронцова», после 1856), Вильгельм Лейбль (1844–1900) («Портрет матери», 1874; «Портрет доктора Юлиуса Майра», 1898).

Начало XX века – время разнообразнейших направлений в изобразительном искусстве, бесконечных поисков и многочисленных творческих объединений художников. Германия не избежала этой общеевропейской тенденции. Среди произведений немецких мастеров гравюры, работавших на рубеже XIX–XX вв. особого внимания заслуживают работы Кете Кольвиц (1867–1945), чье творчество обнаруживает близость с экспрессионизмом глубиной и драматичностью своих образов («На поле битвы», 1907), Макса Либерманна (1847–1935) («Обнаженный всадник на пляже», 1908) и Макса Слефогта (1868–1932) («Танцовщица Мариетта ди Ригардо», 1904) – представителей немецкого импрессионизма и югендстиля.

 Экспонируемые на выставке произведения дают прекрасную возможность познакомиться с произведениями мастеров немецкой школы, а также проследить развитие и эволюцию искусства этой страны на протяжении XVII – начала XX века.

 Выставка будет экспонироваться до 25 октября 2020 года.

Куратор выставки «Немецкая живопись и гравюра XVII – начала XX века из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь» – Светлана Прокопьева, зав. отделом русского и зарубежного искусства.

 

Изображения в тексте:

Неизвестный художник XVII века

Круг Иоганна Генриха Шёнфельда (1609–1682/1683)

Купание

Холст, масло

 

Шульц Карл Фридрих. 1796–1866

Привал. После 1840

Холст, масло

 

Дитрих Христиан Вильгельм Эрнст. 1712–1774

Два медвежьих поводыря. 1764

Бумага, офорт

 

Либерманн Макс. 1847–1935

Обнаженный всадник на пляже. 1908

Лист из серии «Семь офортов». 1909

Бумага, литография