Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Лиза Сотилис - Джорджо де Кирико. Скульптура и графика из частной коллекции

Греция навсегда останется королевой

красоты, культуры и щедрости

Лиза Сотилис 

Греческая земля стала родиной двух знаменитых художников ХХ столетия – Джорджо де Кирико и Лизы Сотилис, а богатейшая греческая история и мифология – источником бесконечного вдохновения для их творчества.

Джузеппе Мария Альберто Джорджо де Кирико родился 10 июля 1888 года в Волоce в семье потомка знатной семьи сицилийского происхождения, инженера железной дороги в Фессалии, Эваристо де Кирико (1841–1905) и Джеммы Черветто (1852–1936), происходившей из семьи генуэзцев. Получив первоначальное образование в афинском Политехническом институте (1903–1906), Джорджо де Кирико поступил в Высшую художественную школу в Афинах, где его учителями были Георгиос Яковидис (1853–1932) и Георгиос Ройлос (1867–1928) – выдающиеся греческие художники того времени. Дальнейшее обучение де Кирико продолжил в Королевской академии изящных искусств в Мюнхене (1906–1909). Молодой художник испытал сильное влияние символистов Макса Клингера (1857–1920) и Арнольда Бёклина (1827–1901). Именно в Мюнхене под воздействием новой для де Кирико философии Фридриха Вильгельма Ницше (1844–1900), Артура Шопенгауэра (1788–1860) и Отто Вейнингера (1880–1903), а также музыки Рихарда Вагнера (1813–1883) зарождается особое творческое мировоззрение художника, ставшее основой его будущей метафизической живописи. Де Кирико увлеченно изучает мировую культуру и мифологию, пытаясь найти ответы на волнующие его вопросы, обращается к поэзии превращений как способу открыть в себе способности наблюдателя, размышляет над процессами, которые берут свое начало в предметном мире.

Спустя три года де Кирико возвращается в Италию, где во Флоренции живет его семья. Здесь он создает свои первые метафизические произведения, аккумулирующие саму суть творческих исканий художника: воспоминания детства, впечатления от греческой культуры, литературы и современные ему философские настроения. На своем автопортрете 1911 года (холст, масло, 70,5x54 см, частное собрание) Джорджо де Кирико сделал надпись, ставшую кредо всего творческого пути художника: «Что еще мне любить, как не загадку?».

С 1911 года де Кирико регулярно путешествует и живет в Париже, вращаясь в кругу мастеров авангарда – Пабло Пикассо (1881–1973), Жоржа Брака (1882–1963), Андре Дерена (1880–1954), Гийома Аполлинера (1880–1918). Молодого художника интересуют современные авангардные течения, в частности кубизм с его аналитическим подходом к передаче формы. Однако, как свидетельствует Аполлинер, де Кирико «очень скоро отходит от парижского авангарда, чтобы творить свое собственное искусство, где объединяются, появляются вместе пустые дворцы, башни, символические предметы и манекены…».

Применяя синтез различных влияний, де Кирико вырабатывает основы метафизической живописи, для которой характерны поэзия неподвижности, застылости, напряженность в подаче формы и колорита, определенная жесткость линии и резкость светотеневых переходов. Эстетика метафизизма опиралась на абсолютное отрицание действительности; в ней метафора и мечта стали основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.

Формирование группы художников, исповедовавших эстетику метафизизма, произошло в 1916 году. К родоначальнику метафизической живописи де Кирико примкнули такие мастера, как Карло Карра (1881–1966), Филиппо де Пизис (1896–1956), младший брат художника Андреа, взявший себе псевдоним Альберто Савинио (1891–1952), Джорджо Моранди (1890–1964) и др.

В начале 1920-х годов де Кирико совершенствует живописную технику в Риме и Флоренции, в 1925 году переселяется в Париж, где его с восторгом принимают сюрреалисты, отдавая должное его ранней метафизической живописи. В это время де Кирико пишет в более традиционной манере, работая над монументальными композициями на античные темы. В 1932 году он снова переезжает в Италию, в 1935–1938 годах работает в США, а с 1944 года постоянно живет в Риме. В послевоенное время художник работает в насыщенной «барочной» живописной манере, одновременно создавая многочисленные версии собственных метафизических работ 1910–1920-х годов. Он «копирует» свои ранние работы, добавляя в них новые детали, привнося новый смысл. Положительно настроенная критика назвала этот период неометафизическим, объясняя его особым пониманием идеи «вечного возвращения» философии Ницше.

Отдавая предпочтение живописи, Джорджо де Кирико проявил себя как талантливый скульптор, рисовальщик и гравер; он много работал над оформлением декораций и созданием костюмов для оперы и балета, выступал как теоретик искусства, был автором многочисленных философских исследований, полемических статей и обзоров, автобиографий, романов, поэтических произведений.

Художник относительно поздно обратился к скульптуре, хотя известны его первые «пробы» 1910-х годов. В 1940 году, в возрасте 52 лет, де Кирико начал создавать терракотовые статуэтки, «придавая объем» избранным героям своего художественного «репертуара» – всаднику на коне, Трубадуру, Гектору и Андромахе, Музе и различным вариантам Археологов. Герои его живописных и графических произведений, обретая трехмерность, становились более реальными, дышащими жизнью и при этом менее тревожными, чем их двухмерные «двойники». Второй период работы над скульптурными композициями начался в 1968 году, когда в возрасте 80 лет де Кирико решил отлить свои ранние терракоты в бронзе. Отливы конца 1960–1970-х годов были выполнены в художественной литейной мастерской Бонвичини, основанной в 1960-х годах в Вероне. Художник считал: «Если скульптура твердая, это не скульптура. Скульптура должна быть мягкой и теплой; тогда она будет не только иметь всю мягкость живописи, но и ее цвета. Красивая скульптура всегда живописна». И словно демонстрируя буквальную живописность своих пластических произведений, де Кирико раскрасил ряд из них вручную, как экспонируемых на выставке «Сивилл» (1970), одновременно возрождая традиции полихромной древнегреческой скульптуры.

Начиная с середины 1920-х годов художник обращается к гравюре, работая в технике литографии и офорта. Им были созданы обширные циклы иллюстраций к «Каллиграммам» Гийома Аполлинера (1930), «Светской мистерии» (1928) и «Мифологии» (1934) Жана Кокто (1889–1963). В станковых гравюрах де Кирико воссоздает образы, сюжеты и формы своей живописи, вольно или точно повторяя собственные известные композиции. Представленные на выставке гравюры де Кирико иллюстрируют традиционные для творчества художника сюжетные мотивы – героев греческой мифологии, прекрасных благородных лошадей, бесконечные и разнообразные загадки мастера. Большинство из поздних гравюр де Кирико были отпечатаны в знаменитой типографской мастерской Альберто Каприни в Риме, существовавшей с 1950 по 1998 год.

Древний мир представляет собой константу в жизни и творчестве Джорджо де Кирико. Отношения с Грецией, его родиной, изучение классицизма или мастеров, которые, в свою очередь, были очарованы античностью, философские размышления сделали древнее основным элементом всего творчества художника. По словам де Кирико, восстановление чувства древнего посредством процесса подражания означает обнаружение и понимание его сокровенной сущности для создания новых мифов. Де Кирико постоянно обращался к этому далекому прошлому, черпая в нем вдохновение, сохраняя его характер, чтобы отразить его сущность. Художник подобен собственным «Археологам», которые, вместо того чтобы реконструировать наше прошлое, скорее напоминают оракулов, формулирующих новые загадки.

Лиза Сотилис родилась в Афинах в героической греческой семье, которая внесла значительный вклад в независимость нации. Выпускница Академии изящных искусств Брера в Милане, в молодости она принимала участие в национальных и международных выставках, став обладательницей таких крупных и престижных наград, как национальная премия Микетти (1958, 1959, 1960, 1962), приз Рамазотти (1961), золотая медаль Академии Каррары (1961), золотая медаль президента Итальянской Республики и др.

Творческий дебют Лизы Сотилис состоялся в 1959 году в Галерее Армос в Афинах. Уже в следующем году ее персональная выставка экспонировалась в Галерее Руссо в Риме, а в 1961 году – в Галерее Джан Феррари в Милане. В 1964 году произведения молодой художницы были представлены в залах государственных музеев Берлина. В 1965–1985 годах Лиза Сотилис работает эксклюзивно для легендарного коллекционера и галериста Александра Иоласа (Константин Кутсудис, 1907–1987), сотрудничавшего с великими мастерами авангардного искусства: Энди Уорхолом (1928–1987), Рене Магриттом (1898–1967), Сальвадором Дали (1904–1989), Джорджо де Кирико и др. В это время ее выставки проходят в Париже, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Милане, Афинах, Мадриде, Риме, Венеции, Женеве, Токио, Бейруте.

Лиза Сотилис – чрезвычайно разносторонний художник. Она эмоциональный живописец, в чьей палитре теплые и экзотические цвета и чувственные оттенки вовлечены в замысловатую, нескончаемую и яркую игру; автор станковых и монументальных живописных произведений (росписи капеллы святого Антония Падуанского в церкви Сан-Джованни Баттиста алла Крета, Милан). Увлеченный рисовальщик, мастер декоративного искусства и всемирно известный ювелир на выставке Лиза Сотилис представлена прежде всего как талантливый скульптор. На протяжении нескольких лет она была единственной помощницей Джорджо де Кирико в его крупных скульптурных проектах, финансируемых Александром Иоласом. Именно Сотилис была оказана честь ретушировать восковые модели художника перед отливкой в бронзе. Как и большинство пластических произведений Джорджо де Кирико скульптура Лизы Сотилис отлита методом утраченного воска в литейной мастерской Бонвичини в Вероне, а большинство из композиций покрыто золотом в 24 карата. Это же чистое золото, иногда в сочетании с 22- и 18-каратным, художница использует при создании своих ювелирных украшений.

Произведения Сотилис отличает удивительная естественность и простота, они чрезвычайно поэтичны. Сила поэзии художницы – в ее природной вере, вековой и подсознательной, исходящей из самых глубин древних мифов. Это вера в свои гены, вера в древнее, почти первобытное творчество. В произведениях Лизы Сотилис миф самоутверждается, представляя весь свой сложный метафоризм как загадку, которую нужно разгадывать. Художница отражает всю мощь своей родины, Греции – солнечного, энергичного и могущественного мира, в котором радость является доминирующей нотой.

«Творения Лизы Сотилис – это не что иное, как открытые окна, которые проецируются уже не наружу, а внутрь художника, со своего рода набором зеркал, которые бесконечно создают одно отражение в другом. Это окна, открытые в сознание, созданное мудростью древней Греции; подпитываемое законом противовесов, фантазий и красочных реалий, чуждых современной эпохе и орошаемых источником мифа и мечты», – писал о творчестве художницы миланский коллекционер и арт-дилер, куратор ее нескольких персональных выставок Пьер Калусян Велиссиотис.

Трансформирующие древние мифы в современность, творящие новые мифы, переосмысляя осколки прошлого, утерянного навсегда и воображаемого как центр золотого века, оба греческих по рождению, но общеевропейских по характеру своего творчества художника – Джорджо де Кирико и Лиза Сотилис – воплощают философскую концепцию «вечного возвращения», демонстрируя своим искусством непрерывную связь между классическим миром и современностью.

Лиза Сотилис известна как коллекционер и меценат. В ее собрании – произведения современных художников и предметы древнего греческого, китайского, индийского, афганского, мезоамериканского и африканского искусства. В октябре 2020 года Лиза Сотилис передала в дар Национальному художественному музею Республики Беларусь прекрасный образец итальянского ткачества – орнат, датируемый второй половиной XVI – началом XVII века.