Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Красный – код нации. Сакральность, эстетика, власть

С 4 апреля начнёт работать выставка «Красный – код нации. Сакральность, эстетика, власть».

Каждое общество в процессе своего становления и развития выделяет архетипические цвета своей культуры, дает им определения и наделяет их смыслом, вырабатывает для них коды и ценности, регламентирует их применение и задачи. Для белорусской культуры одним из знаковых цветов является красный. Его присутствие в широком спектре произведений национального искусства, в котором гармонично переплелись традиции различных этносов, конфессий, стилей и направлений, говорит как о его архетипической универсальности, так и о богатых ассоциативных возможностях. Выставочный проект «Красный – код нации. Сакральность, эстетика, власть» ставит своей задачей репрезентировать значимость и полисемантическую образность красного цвета в белорусской культуре.

Красный, как никакой другой, сложнее всего поддается точной смысловой расшифровке и дифференциации. В зависимости от контекста или оттенка он может принимать диаметрально противоположные значения; так, в равной степени, а порой и в одном произведении он выступает в качестве символа любви и ненависти, жизни и смерти, надежды и страдания, защиты и опасности, божественного и демонического. Эта вариативность обусловлена тем, что красный – один из самых древних цветов, который начал использовать человек в различных сферах своей жизни: духовной, социальной, политической. На протяжении нескольких тысячелетий межкультурных обменов этот цвет сумел накопить богатый символический диапазон значений. По этой причине достаточно не просто зафиксировать тонкие нюансы перехода от эстетической функции красного до символического его значения в произведении искусства. Сложно сказать, где мастер II века нашей эры мыслил границы эстетического и религиозно-символического характера, создавая бронзовые подвески с красными эмалями, которые, возможно, символизировали витальную и апотропейную силу. Да и вообще существовали ли такие границы в сознании древних мастеров? Та же ситуация наблюдается в христианском искусстве, когда на иконе пролитая кровь мучеников символически выражается через художественность красных облачений, равно как и признак наследственной аристократической власти через геральдические красные щиты и выписанные красные элементы верхней одежды – кунтуша, запечатленные на сарматских портретах. Эту амбивалентность красного можно проследить в десятках произведений, представленных на выставке, – от древнебелорусского до современного актуального искусства. Экспозиция выстроена в форме «диалога» произведений различных эпох, видов и стилистических направлений, в которых красный цвет осмысливается с позиций сакральности, эстетики и власти, демонстрируя многовековой опыт осмысления картины мира и способ самопознания нашего народа.

Благодарим за предоставленные работы Национальный исторический музей Республики Беларусь, Национальный центр современного искусства, Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова, учебную лабораторию музейного дела исторического факультета БГУ, Галерею ХО, а также Shuba Gift Factory за разработку тематической сувенирной продукции, которую можно будет приобрести в киоске музея.

Работа выставки продлена до 2 августа 2020 года.