Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

"Акварельная элегия" Фёдора Киселёва

С 16 августа в Национальном художественном музее Республики Беларусь пройдет экспонирование выставки «Акварельная элегия» Фёдора Стефановича Кисёлева (1946-2019). В экспозиции будет представлено около 40 произведений 1980-х – 2010-х годов.

По техническим причинам экспозиция выставки  «Акварельная элегия» не работает с 30 августа по 5 сентября .

На протяжении тысячелетий создавалась духовная культура. Каждая цивилизация, каждый народ и каждый человек закладывали в её фундамент понимание смысла жизни, своей судьбы и духовного становления.

Фёдор Киселёв как представитель белорусской духовной элиты определил собственное творческое направление в акварельной живописи национальной школы. Его художественное самосознание основывается на ассоциативном мышлении. Впечатления, полученные в процессе жизни, – это жизненный путь человека, который формирует его как личность, а творческий путь воссоздает тайны собственного духовного мира, отражающего внутренний свет. И таким образом определяется общая криница духовной энергии мастера.

Сущность художественного произведения заключается не столько в замысле автора, сколько в проявлении его подсознательного «я». Подсознание помимо воли художника прорывается в «осознанное», и именно так происходит единение Творца и Абсолютного начала.

Мелодии Приднепровья в творчестве Фёдора Киселёва – это песнь любви к родной земле и её неяркой природе. Она скромная, иногда грустная, а в дождливые дни полевые дороги превращаются в реки-озера, подчиненные водной стихии акварели. («Весна в Староселье», «Рассвет»).

Художник видит и отображает сияние цветущего луга, бесконечную глубину изменчивых небес, трогательную красоту маленьких речушек («Холодное лето на Вабиче», «Последний день осени»).

Восхищаясь старинной архитектурой, художник десятки работ посвящает памятникам зодчества. Некоторые из них и сегодня украшают древнюю землю Беларуси, большинство, к сожалению, уничтожено, и для создания их образа автор обращается к архивным источникам. Так появились работы из цикла «Воспоминания через столетия» – «Спасо-Ефросиньевский монастырь», «Могилёв. Костёл Св. Станислава», «Смоляны», «Несвижская легенда», «Пустынки. Возрождение», «Ночь в Друцке». В этих произведениях присутствует особый эмоциональный настрой, печально-лирическое восприятие судьбы народа. Церкви, замки, башни восстают через пелену столетий в неразрывном единстве с небесами, деревьями, озерами. Даже камни становятся знаком исторической памяти. «Рогвалодов камень» – произведение живописца о магическом валуне «Борисовом камне» с выбитым на нем шестиконечным крестом и надписью. Акварель утончённа по живописно-пластической структуре, а её композиция основана на ассоциативности пластических форм условного и реального мира, что привносит в картину романтично-возвышенный настрой. Так, в продолжение темы – триптих, посвященный юбилейной дате Грюнвальдского сражения: «Гроза над Мальброком», «Грюнвальдское поле», «Краков. Утро в Вавеле». Возвышенно-романтическое звучание, элегический настрой и балладность прослеживаются в акварелях «Озерная баллада», «Браславщина», «Лето в Слободке».

Возвращаясь из далеких путешествий, акварелист приглашает зрителя к собственному восприятию необъятных просторов бывшего Советского Союза в его величии и мощи – «Ночь на Сороти», «Аллея Керн», «На родине Глинки. Рассвет», «Ферапонтово», «Тишина», «Орган Домского собора», «Северные берега», «Озеро Удомля», «Пяльма. Белая ночь».

Особое место в жизни и творчестве художника занимает цикл работ, посвященных Чернобыльской трагедии: «Судьбы», «Чудянские дубы», «317 дом деревни Веприн» и др. Чувство щемящей грусти вызывает акварель «Была деревня Журавель». В центре композиции – покалеченная яблоня, как знаковый библейский символ. Автор утверждает вечную истину: люди отреклись от познания тайн Добра и Зла, и теперь райский сад заброшен и пуст, а одинокий столб с журавлиным гнездом – как обвинение и упрек человеку, бездарно погубившему Природу. Однако прекрасная долина с Сожем, как Река Времени, даёт надежду: взойдет солнце, далекий крик журавлей возродит жизнь, избавит от печального запустения. Так мощно и образно, языком пейзажной живописи, образами-символами автор доносит зрителю свои мысли и чувства о современном мире.

Натюрморт – один из самых распространённых жанров в изобразительном искусстве. Художник с любовью пишет предметы крестьянского быта из отцовского дома, разнообразные дары земли, цветы. Натюрморты Фёдора Киселёва несут в себе сакральный смысл, тонко передают эмоциональное состояние автора и находят душевный отклик у зрителя. В своих картинах художник не ставит цель подчеркнуть достоверную основу изображаемого объекта. Главными являются поэтичность, метафоричность, душевный порыв автора, которые находят выражение в образности, колористической гамме, в итоге придают произведениям мастера высокий художественный уровень. Интересными по технике и образному решению представляются натюрморты: «Старые фонари», «Бабушкин уголок», «Натюрморт с театральным сквером».

В своем жизнеутверждающем творчестве художник достиг подлинной свободы и цельности, развил реалистические традиции, открыл индивидуальное восприятие родной природы, отразил знаковые моменты истории своего края, безграничность и многообразие окружающего мира.

Искусствовед, заведующая филиалом  “Музей В.К. Бялыницкого-Бирули” Светлана Строгина