Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

15.05 – 13.07.2015

Выставка «Встреча с Британией: английское искусство XVIIIXIX веков», экспонирование которой продлится с 15 мая по 13 июля 2015 года, представляет произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства из собрания Государственной художественной коллекции Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Национального художественного музея Республики Беларусь и Национального исторического музея Республики Беларусь. На выставке экспонируются произведения британских мастеров XVIIIXIX веков – времени формирования и наивысшего расцвета национальной английской художественной школы.

Уникальность британской культуры в целом и искусства в частности может характеризоваться такими противоречивыми чертами как островная замкнутость и способность к консолидации, множественность культурных влияний и сбалансированность традиций, приверженность древним обычаям и в то же время осознание свободы и достоинства личности, медленное созревание художественного языка и быстрое овладение им. Феодальные войны и Реформация тормозили формирование собственной художественной традиции в Британии. Не способствовало развитию национальной школы живописи и пуританское движение XVII века с его иконоборческими идеями. В протестантской Англии почти не было религиозной живописи. В XVII веке медленно начинает развиваться жанр портрета, представленный в основном миниатюрой. Однако в следующем столетии, словно стремясь наверстать упущенное, английские художники работают чрезвычайно интенсивно и своеобразно.

XVIII век становится временем блистательного расцвета английской культуры. На протяжении всего столетия философия и литература Англии привлекают к себе внимание передовых мыслителей Европы. Во второй половине века наряду с Францией Великобритания является законодательницей европейских художественных вкусов. Наибольшее влияние на континент оказывают английская культура быта, идеи оформления интерьера, садово-парковое искусство.

Основателем национальной школы живописи и крупнейшей фигурой британского искусства первой половины и середины XVIII века является Уильям Хогарт (1697–1764), чей смелый реализм оказал влияние на многие стилистические явления последующего времени. В основе эстетической системы Хогарта – мысль о том, что единственно верный для профессионального художника путь – «обращение к природе», что ему необходимо учиться «доверять чувствам» и создавать произведения, в которых отражаются события повседневной жизни. Хогарт первым из британских художников обратился к теме театра, который со времён Шекспира занимал особое место в жизни англичан. Художник был дружен с выдающимся актером своей эпохи Дэвидом Гариком (1717–1779). На выставке представлена гравюра, воспроизводящая один из вариантов картины Хогарта, посвящённой финальной сцене пьесы британского драматурга Джона Гея (1685–1732) «Опера нищего», премьера которой состоялась в Лондоне в январе 1728 года. Этот оттиск из коллекции Национального исторического музея Республики Беларусь выполнен известным английским художником и поэтом Уильямом Блейком (1757–1827).

В английском искусстве XVIII века неоспоримое первенство принадлежит жанру портрета. Он занимает ведущее место, которое в ряде других европейских стран традиционно принадлежит исторической и мифологической живописи. Особая значимость портретного жанра в Британии обусловлена рядом причин, среди которых и исторически сложившееся представление о ценности человеческой личности, и богатейшее наследие традиций иностранных мастеров, работавших в Англии, таких как Ганс Гольбейн (1497–1543) и Антонис Ван Дейк (1599–1641). Знаменательно, что жанр портрета занимает одно из главных мест и в стенах Королевской академии художеств, открытой в 1768 году в Лондоне, первым президентом которой был избран Джошуа Рейнольдс (1723–1792) – один из ярчайших представителей английской портретной живописи XVIII века.

Свойственная эпохе Просвещения тенденция ценить в человеке не происхождение, а личностные качества, блестящая живописная техника, своеобразная, свободная манера письма и насыщенный колорит характерны, при всём различии их индивидуальных почерков, для большинства работ английских портретистов второй половины XVIII века. Близость к просветительским идеалам обнаруживает в своём творчестве соперник Рейнольдса Джордж Ромни (1734–1802). В истории английского портрета XVIII века одно из ключевых мест занимает творчество Томаса Гейнсборо (1727–1788). В начале XIX столетия традиции школы Рейнольдса завершает Томас Лоуренс (1769–1830) – первый английский портретист, восторженно принятый на континенте. С британским портретом в экспозиции знакомят преимущественно гравюры английских мастеров из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь – портреты леди Пембрук Георга-Зигмунда Фациуса (1750–1813 /?/) по оригиналу Томаса Лоуренса, Александра Львовича Нарышкина Джозефа Саундерса (1773–1845) и Тадеуша Костюшко Уильяма Шарпа (1749–1824).

В XIX столетии жанр портрета уступает главенствующее место пейзажу, который в свою очередь достигает небывалого расцвета. Но ещё в XVIII веке в английском искусстве широкое распространение получает «топографический» пейзаж – изображение местных достопримечательностей. Яркими примерами этого вида пейзажа являются гравюры Люка Салливана (ок. 1725/1730–1771) из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, братьев Самуэля (1696–1779) и Натаниэля (?–1753/1759) Баков, Ричарда Бернарда Годфри (1728 – после 1794), а также демонстрирующие продолжение и развитие данной традиции в XIX столетии живописные полотна Джорджа Фредерика Бьюкенена (работал в 1848–1864) из Государственной художественной коллекции Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Для английского пейзажа второй половины XVIII – начала XIX столетия характерно усиление эмоционального начала. Один из известных английских пейзажистов, в дальнейшем – основоположник австралийской пейзажной школы Джон Гловер (1767–1849) развивает традиции «классического» пейзажа в духе Клода Лоррена (около 1600–1682). С его творчеством в экспозиции знакомит полотно «Алсуотер и Голдриллский мост» из Государственной художественной коллекции Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, представляющее вид Озёрного края. Традиции классицистического пейзажа находят своё отражение и в таких произведениях Чарльза Тауна (1763–1840), как представленный на выставке «Водопад Туммель в Пертшире» из британского собрания.

В XIX веке Англия становится родиной нового европейского пейзажа – адекватного человеческому видению отображения природы, над созданием которого трудятся в первой четверти столетия художники и других европейских художественных школ. Английская живопись совершает это открытие на несколько десятилетий раньше живописи континентальной Европы в силу целого ряда причин, таких как философия сенсуализма с её учением о приоритете чувственного опыта, теория эфирных волн света Томаса Юнга (1773–1829), процесс технизации Великобритании и урбанизации её природной среды, которые повлекли за собой осознание естественного пейзажа как непреходящей ценности и культивацию образа «старой доброй Англии». Тогда же расцветает такой феномен западноевропейского ландшафтного искусства, как английский пейзажный парк.

Крупнейшими фигурами, оказавшими влияние на развитие не только британской, но и общеевропейской пейзажной живописи, были, безусловно, Джозеф Уильям Тёрнер (1775–1851) и Джон Констебл (1776–1837). Пейзажная живопись стала последним великим достижением английского искусства эпохи его наивысшего расцвета и в то же время его наиболее крупным вкладом в развитие современной европейской живописи.

Британская жанровая картина не связана с магистральной линией развития английского искусства. Подобно портрету бытовой жанр переживает своё начало и одновременно наивысший расцвет в первой половине XVIII века в произведениях Хогарта. Позднее бытовая картина эволюционирует в своего рода развлекательное искусство, в окрашенные лёгким юмором или сентиментальным чувством картинки из повседневной жизни. В 1770–1780-х годах в английской литературе, а затем и в живописи появляются новые темы, связанные с жизнью английской деревни. Джордж Морленд (1763–1804) одним из первых среди британских художников обращается к сельской тематике. Мастер жанровых сцен, прекрасный пейзажист и анималист, он любит писать живописные хижины и их обитателей, создавая композиции, подобные «Возвращению фермера с охоты» из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь.

Господство живописи над всеми другими видами искусства – характерная особенность британского искусства XVIII–XIX столетий. Становление английской графической школы, как и живописной, связано с именем Хогарта. Под его влиянием оживляется интерес к гравюре, расширяется печатное дело, стимулируется развитие графического искусства. С расцветом национальной школы живописи в XVIII веке значительных успехов достигает и репродукционная гравюра. Английские гравёры становятся подлинными «соавторами» художников, творчески перерабатывая живописные оригиналы, подчёркивая их достоинства, находя новые оттенки их звучания. Помимо уже упомянутых произведений английских гравёров, на выставке представлены прекрасные образцы репродукционной графики – «Искушение святого Антония демонами» известного гравёра, живописца и издателя Артура Поунда (1701–1758) и «Поклонение пастухов» Хавела Джиллбэнка (конец XVIII – начало XIX в.) из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь.

Мастера гравюры Британии внесли неоценимый вклад в развитие новых, появившихся в XVIII веке гравировальных техник, таких как меццо-тинто, карандашная манера, пунктир, акватинта. С именем Уильяма Блейка связано изобретение оригинального способа печати – выпуклого офорта, а с именем Томаса Бьюика (1753–1828) – технические и художественные усовершенствования гравюры на дереве (ксилография). Неслучайно XVIII век нередко называют «золотым веком» британской гравюры.

Подобно живописи и гравюре высокого расцвета достигает в XVIII–XIX веках британское декоративно-прикладное искусство, в частности, фарфор и керамика, получившие широкое распространение во многих европейских странах. В экспозиции выставки представлены образцы английской керамики XIX века, выполненные преимущественно на предприятиях графства Стаффордшир – старейшего керамического центра Англии.

Одним из прославленных создателей английского фаянса стал Джозайя Веджвуд (1730–1795) – опытный керамист, исследователь, талантливый предприниматель. Открыв собственное производство в Бёрслеме, Веджвуд много экспериментировал в поисках новых и лучших по качеству керамических масс. На выставке представлены предметы из коллекции Национального исторического музея Республики Беларусь, выполненные из знаменитой «яшмовой массы». Техника двухслойной яшмовой массы позволяла создавать изделия с белым рельефом на цветном фоне. Основой стиля такого фаянса Веджвуда стал классицизм.

Имя Джозайи Споуда (1733–1797) неразрывно связано с целым рядом нововведений и открытий, способствовавших небывалому росту и расцвету британской керамической промышленности. Основанная им в 1776 году в Сток-он-Тренте мануфактура стала одной из известнейших не только в Англии, но и Европе. В 1784 году Споуд довел до совершенства процесс перенесения подглазурной деколи на глиняную посуду с медных пластин, гравированных вручную, а в конце века совершил самое значимое открытие в истории фарфоровой промышленности – вывел совершенную формулу костяного фарфора. После смерти отца производство возглавил его сын – Джозайя Споуд II (1755–1827), получивший в 1806 году Привилегию на поставки изделий королевскому двору. Вероятно, на заводе Споуда было создано блюдо «Зевс» из коллекции Национального исторического музея Республики Беларусь.

В начале XIX века в Англии особенно популярными становятся изделия из тонкого фаянса. Фаянсовая посуда была доступной широкому кругу потребителей и в быту горожан заменяла дорогостоящий фарфор. Большой известностью пользовались изделия фабрики Джона Девенпорта в Лонгпорте (около 1793–1887), где была создана представленная на выставке корзинка для фруктов из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь.

В этот же период в художественную практику керамистов возвращается люстрирование – один из приёмов декорирования керамических изделий, родившийся в древние времена на Востоке. Известным центром производства люстрованных изделий был крупный промышленный и портовый центр Сандерленд в графстве Тайн и Уир. Молочники и кашпо первой трети XIX века из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь украшены золотистой люстровой росписью по голубому и светло-охристому фонам.

В XIX веке английские керамические предприятия выпускали продукцию, декорированную методом переводной печати. Среди мотивов печатных декоров нередко встречались русские сюжеты. Так, на фабрике братьев Эшуорт в 1860–1870-е годы была выпущена серия тарелок с изображением известных памятников Петербурга. К их числу относятся представленные в экспозиции тарелки «Исаакиевский собор» и «Большой театр в Петербурге» из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь.

Архитектурные мотивы, столь популярные в декоре посуды, встречаются и в изделиях неизвестных мануфактур, таких как тарелка «Акрополь» и тарелка из серии «Вена» из коллекции Национального исторического музея Республики Беларусь. В последней, помимо изображений дворцов эрцгерцога Людвига Виктора и Генрихсхоф, изображения вокзала Нордбанхоф и моста Аспернбрюкке в медальонах на бортах, в зеркале тарелки размещён портрет австрийского императора Франца Иосифа I (1830–1916).

Одним из крупнейших английских керамических производств второй половины XIX века была компания Браун-Вестхэд, Мур и Кo, поставлявшая свои изделия английскому Королевскому дому и русскому Императорскому двору. Среди мотивов декора фаянсовой и фарфоровой посуды, производимой компанией, самым популярным был цветочный орнамент, как на тарелках из коллекций Национального художественного музея Республики Беларусь и Национального исторического музея Республики Беларусь.

Большинство живописных полотен, представленных на выставке, принадлежат собранию Государственной художественной коллекции Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, основанной в 1898 году. В настоящее время коллекция насчитывает более 13 000 произведений английских мастеров XVI–XXI веков. Экспонаты коллекции находятся в различных государственных, прежде всего правительственных учреждениях Великобритании, как в самой Англии, так и за рубежом. Произведения коллекции активно экспонируются на выставках по всему миру.

Несмотря на «камерный» формат выставки, экспонируемые произведения дают прекрасное представление о самобытности и оригинальности английской художественной школы XVIII–XIX веков.

Выставка «Встреча с Британией: английское искусство XVIIIXIX веков» организована Национальным художественным музеем Республики Беларусь и Посольством Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Республике Беларусь совместно с Государственной художественной коллекцией Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Национальным историческим музеем Республики Беларусь. Реализация данного выставочного проекта стала возможна благодаря организационной деятельности и финансовой поддержке Посольства Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Республике Беларусь.

Куратор выставки – Светлана Прокопьева, ведущий научный сотрудник отдела русского и зарубежного искусства, хранитель коллекции западноевропейского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь.

Изображения:

Уильям Шарп. 1749–1824

Портрет Тадеуша Костюшко. 1800. Оттиск 1855. По восковой модели Катарины Андрас (1775–1860)

Бумага на картоне; офорт, гравюра резцом

Из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, Минск

Джордж Морленд. 1763–1804

Возвращение фермера с охоты. 1792

Холст, масло

Из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, Минск

Артур Поунд. 1701–1758

Искушение святого Антония демонами. 1736. Лист из альбома «Имитации оригинальных рисунков». 1735–1736. С оригинала Луки Камбьязо (1527– 1585/1586)

Бумага; офорт, ксилография

Из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, Минск

Хавел Джиллбэнк. Конец XVIII – начало XIX века

Поклонение пастухов. 1802. С оригинала Ричарда Уэстолла (1765–1836)

Бумага; офорт, цветное меццо-тинто

Из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, Минск

Изображение на афише:

Самуэль Бак (1696–1779) и Натаниэль Бак (? – 1753/1759)

Вид Лондона от Флит Дитч до Бэсингшоу. Лист № 4 из серии гравюр «Вид Темзы от Вестминстерского моста до Лондонского моста». 1749. Фрагмент

Бумага; гравюра резцом, акварель

Из собрания Государственной художественной коллекции Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (GAC 17543)