Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

C 11 апреля по 20 апреля 2015 года

10 апреля 2015 года в 17:30 состоится торжественное открытие выставки «Великие дни». В экспозиции будут представлены уникальные вещи из фондов Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта, отражающие народные традиции празднования Пасхи. Экспонирование выставки пройдёт с 11 апреля по 20 апреля 2015 года.

Традиция декорирования куриных яиц имеет давнюю историю, корни которой уходят в дохристианские времена. Яйцо олицетворяло народные представления о творческих, жизненных силах природы. Древние славяне включали яйца в весенние обряды как символ пробуждения природы после зимнего сна, свидетельство благополучия человека.

С принятием христианства официальная религия, отказавшись от безуспешной борьбы с языческими традициями, начала приспосабливаться к древним праздникам и обрядам. Так, куриные яйца вошли в обряд празднования Пасхи. Из года в год всё больше людей приходят на этот праздник в храмы, чтобы освятить сакральный символ праздника – крашеные яйца. Писанки делали специально к освящению на всенощной в церкви или костёле, после чего их раздавали детям, дарили волочебникам. Широко включались писанки в различные игры и развлечения, также их дарили друг другу для выражения симпатии. Многие из этих обычаев живут и сегодня, однако в большинстве случаев, особенно у восточных славян, используются преимущественно однотонно окрашенные яйца – крашенки.

Воскование – наиболее древняя, расширенная и любимая техника декорирования писанок у всех славян и других соседних народов, где бытовал этот обычай. Заключается она в нанесении воскового узора на поверхность яйца для сохранения его натурального цвета при погружении в краску.

Характер декора писанок определялся прежде всего технологией нанесения воска. В большинстве случаев использовали специальную металлическую леечку – писак, писальце (деревянная палочка с наконечником). Роспись писаком напоминает технологию декорирования керамики ангоба с помощью рожка и даёт такой же насыщенный орнамент линейного характера и свободный рисунок – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный. В рамках этой простой технологии можно достичь любого уровня декоративности.

В последнее время многие последователи традиционных пасхальных традиций и связанных с ними писанок обходятся разными наборами (типа деколей) и комплектами красок, богатый выбор которых предлагает нам современный рынок. В такой ситуации требуется понимание того, что ни один из вышеупомянутых приёмов и способов декорирования пасхальных яиц не даёт такой смысловой насыщенности и утончённой декоративности, как традиционное воскование.

Евгений Михайлович Сахута,

доктор искусствоведения

 

 

Куратор выставки – Виктория Прокошина, научный сотрудник научно-фондового отдела, хранитель коллекции декоративно-прикладного народного искусства Беларуси и тканей культовых.