Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Персональная выставка Василия Шаранговича «Листаю страницы памяти» к 80-летию со дня рождения

22 марта 2019 года в 17:00 в Национальном художественном музее Республики Беларусь откроется персональная выставка Народного художника Беларуси Василия Шаранговича «Листаю страницы памяти» к 80-летию со дня рождения.

На выставке будет представлено около 100 произведений из коллекции автора, Национального художественного музея Республики Беларусь, Государственного литературного музея Янки Купалы. 

Пейзажная лирика и экспрессивная пластика гуашей, представленные на юбилейной выставке народного художника Беларуси Василия Шаранговича, – особая, неисследованная тема в его творчестве. Памятные с детства уголки Мядельщины, образы людей, прототипами которых стали односельчане, друзья, коллеги, герои из отечественной истории… Кажется, что проходя по экспозиции, листаешь страницы биографии автора, страницы его памяти.

В искусство ХХ века народный художник Беларуси Василий Шарангович вошел как выдающийся мастер станковой и книжной графики с ярким творческим почерком. Именно в графике проявилось его особое художественное мышление, чувство линии, формы, движения. Несомненной заслугой Василия Шаранговича является превращение гравюры в самостоятельную область национальной художественной культуры, создание школы белорусской графики.

Изучая работы художника разных лет создания, можно в полной мере оценить мощь не только его таланта, но и личности. Волевой, темпераментный, деятельный, он наполнял свои графические листы, иллюстрации, акварели, гуаши энергией, которую черпал из истории и событий современной ему эпохи. Эта энергия, словно вырывающаяся из каждого произведения, завораживает. Неутомимый в своей работоспособности, он уверенно вел собственную линию в искусстве. В его четко продуманных композициях классических станковых серий и иллюстраций всегда было место стремительной динамике пространства и живым, хотя и обобщенно типизированным образам. В акварелях и гуашах 1990–2000-х он – экспрессионист, неудержимый и эмоциональный по манере, тяготеющий к острым цветовым контрастам и резким смещениям пространств. И в то же время в иллюстрациях предстает как романтик, не только мыслящий большими категориями и понятиями, но и умеющий замыкаться в самой камерной лирике. Сквозь эпически широкий круг тем и образов Василий Шарангович мог приходить к сосредоточенному личному переживанию и чувству.

Выбрав графику при поступлении в институт, Василий Шарангович полюбил ее пластический язык за остроту передачи образов, возможность свободной работы с формой, линией, пятном, композицией. В его акварелях и гуашах, которые не имеют прямых аналогов в гравюрах, нетрудно уловить черты «графического мышления», влияния художественных средств и приемов этого вида искусства на язык цвета. Это чувствуется в определенности контуров, четком разделении красок, контрастах силуэтов фигур и фона, условности уплощенного построения пространства, в явной графичности деталей.

Художник писал преимущественно знакомые ему с детства мядельские пейзажи, запечатлев их неповторимое своеобразие: плавные линии холмов, сглаженные ледниками, бескрайнюю стихию озер, глубину неба, подчеркнутого монументальными облаками, таинственное мерцание ночного неба. Картины природы всегда преломлены через настроение самого автора. Василий Шарангович наделяет природу значительностью, в ней появляется что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью. Мастер подчеркивает величие и монументальность ландшафта, передавая его характерные особенности: небо, низко нависшее над водой, безлюдные, словно отполированные временем холмы, домики на берегу. Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое, их извечная гармония. Условная цветовая и живописно-пластическая характеристика изображенного ландшафта рождает обобщенный образ белорусской природы, исполненный напряженного лиризма и углубленного созерцания.

И на этом фоне гуаши Василия Шаранговича 1990-х годов по мотивам произведений Янки Купалы смотрятся неким новым пластическим прорывом, знаменующим поиск экспрессивной пластики в стиле эстетики Мунка и Дикса. Их отличают напряженные формы, произвольные изменения пропорций фигур, экспрессия мазков. Линии превращаются в контур, форма приобретает лапидарность, фактура становится основой образа, как бы передавая этим отношение автора к изобразительному мотиву. Художник стремится подчинить композицию своих произведений ярко выраженной линейной ритмике, создать из линий фигуры, которые, отдаляясь от реальных прообразов, приобретают самостоятельную экспрессию. Динамичное выражение состояний героев приобретает особую остроту благодаря резким композиционным смещениям, напряженной активности мазков белого цвета и даже деформации.

Наталья Шарангович, искусствовед, арт-критик

Куратор выставки: Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник отдела современного белорусского искусства.