Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Проект «ХХ век на ладонях». Тактильное путешествие в мир скульптурного портрета

Музейное занятие для слабовидящих детей в рамках Международного проекта по совершенствованию музейной среды и экспозиционного борудования для людей с ограниченными возможностями в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Потрогать руками белорусскую историю ХХ века в ее скульптурных портретах дает возможность разработанная в НХМ РБ программа для незрячих детей. Программа подготовлена к 80-летию со дня создания музея. Во время занятий дети с ослабленным зрением (группа до 6 человек) посещают залы музея, где их знакомят с помощью словесных описаний с особенностями развития белорусской культуры ХХ века на примере портретов ее ведущих представителей – композитора Николая Аладова, директора музея Елены Аладовой, художника Михаила Савицкого, китайского поэта и художника Ци Байши и т. д.

Вторая часть занятия предполагает собственно тщательное тактильное изучение копий скульптур и материалов, из которых они изготовлены, – мрамора, бронзы, дерева, камня. Ребятам предлагают на ощупь познакомиться с деталями портрета на копиях экспонатов, находясь в диалоге с ведущим программу музейным сотрудником. Исследуя каждый портрет, лектор провоцирует ребят на обсуждение, включает музыкальное сопровождение или аудиозаписи с голосами героев, чтобы создать более глубокий стереоскопический образ модели скульптурного портрета, знакомит с биографиями, главными достижениями в белорусской и мировой культуре, попутно рассказывая о профессии скульпторов – авторов этих портретов.

Запрашиваемое оборудование:

3D-принтер для работы с плаcтиком, 3D-сканер поверхности, колонка портативная, флешка, стулья, стол 

Место проведения

Постоянная экспозиция искусства второй половины ХХ столетия Национального художественного музея Республики Беларусь,

г. Минск, ул. Ленина, 20

Адресная группа

Учащиеся специализированных учреждений образования для детей с ограничениями по зрению 10+

Задачами проекта являются:

– адаптация произведений (объемных экспонатов) к восприятию людей с ограниченными возможностями;

– знакомство с материалами скульптуры и их свойствами;

– развитие навыков повествования о произведении искусства.

Цели проекта:

– знакомство с частью постоянной экспозиции ХХ века музея, авторами произведений, ведущими скульпторами Беларуси;

– изучение биографических сведений ведущих личностей – композиторов, поэтов, актеров, художников Беларуси и мира ХХ века;

– тактильное  изучение 3D-копий скульптур непосредственно в экспозиции;

– прослушивание аудиозаписей с голосами героев занятия, музыкальными произведениями, стихами и т. д.;

– знакомство с основными характеристиками скульптуры – различными материалами (мрамор, бронза, дерево);

– обсуждение с лектором «увиденного» руками.

Ожидаемые результаты

В итоге незрячие школьники должны получить большой объем информации: представление о виде искусства – скульптуре; понять, что означает жанр портрета; узнать биографию и достижения моделей скульпторов, значение их вклада в белорусскую или мировую культуру; познакомиться с материалами скульптуры и именами творцов портретов – белорусскими скульпторами. Группа может быть инклюзивной, то есть включать и зрячих участников.