Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Открытие выставки «Всегда готов, храбрствуя…». Художник и образ. Прориси и иконы XVIII–XIX вв.

6 декабря 2019 года в 17:00 в Национальном художественном музее Республики Беларусь открывается выставка «Всегда готов, храбрствуя…». Художник и образ. Прориси и иконы XVIII–XIX вв., которая представляет произведения из коллекции Ветковского музея старообрядчества и народных традиций имени Ф.Г. Шклярова.

Название выставке дали строки из молитвы Ангелу Грозному, написанной на обгорелом листке XVII в. с прорисью архангела Михаила-воеводы.

Ветковский музей обладает уникальной коллекцией прорисей – контурных рисунков, скопированных с оригинальных икон. Их возраст охватывает историю крупного старообрядческого центра, известного как Ветка – Стародубье: от XVII по XX в. Сами же образцы могли быть и старше. Прориси делались в один-три цвета: чёрным прорисовывались контуры, красным и охряным  пробела, охрение, движки. Затем рисунки переводились на левкас иконной доски и процарапывались иглой-графьей. Собрание рисунков в виде книги составляло иконописный «подлинник». Древнюю традицию сохраняли старообрядцы. С XIX в. рисунки стали собирать коллекционеры (например, «Строгановский лицевой подлинник графа Строганова», 1869). Местный подлинник передавался по наследству иконописцами и никогда не публиковался. Он, а также уникальная рукопись «Гомельский толковый иконописный подлинник» представлены на выставке рядом с оригинальными материалами иконописания. Иконы воплощают образы святых мужей...

...Ветка, достигнув расцвета в XVIII в., славилась мастерами-иконописцами далеко за своими пределами. Она вдохновила появление в будущем иных локальных иконописных школ «по всему старообрядческому миру», куда мигрировали местные мастера и перевозили готовые произведения сакрального искусства.

Прорись как часть технологического процесса рождения иконы, безусловно, символична сама по себе. Она дает возможность мастеру творить изнутри той мощной многовековой традиции, которая только и способна удержать и представить образ невидимого духовного мира, но при этом столь же реального, как и физический. Прорись представляла собой воздушный абрис, очертания, которые облекались иконописцем в плоть красочного слоя  и осуществлялось Богоявление!

Подробнее...

Выставка работает с 07.12. 2019 г. по 01. 02. 2020 г.