Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Выставка "Летопись моих дорог" Леонида Марченко

В Национальном художественном музее Республики Беларусь с 18 февраля 2021 года начнет свою работу выставка графики и акварелей Леонида Максимовича Марченко (1.04.1941–11.09.1996) «Летопись моих дорог», приуроченная к 80-летию со дня рождения мастера. Будет представлено около 40 графических произведений.

Работы художника были показаны более чем на 80 республиканских, международных и персональных выставках в Беларуси и за ее пределами, в том числе и в Национальном художественном музее Республики Беларусь; находятся в коллекциях многих галерей и музеев, включая Национальный художественный музей Республики Беларусь, Государственную Третьяковскую галерею, Центральный дом художника (Россия), Музей современного искусства в Кельне (Германия), в частных коллекциях.

Леонид Максимович ушел из жизни рано (в 54-летнем возрасте), оставив тем не менее богатое творческое наследие: офорты, литографии, линогравюры, карандашные рисунки, акварели, масляную живопись. О талантливом художнике, неутомимом путешественнике, человеке, безгранично влюбленном в жизнь во всех ее проявлениях, рассказывают его работы – яркие, нежные, выразительные, обстоятельные. Главными героями его произведений зачастую становятся самые обыденные мотивы: уходящая вдаль дорога, едва освещенная несмелым весенним солнцем, утопающие хмурым зимним днем в снегу пчелиные улья, бархатистый фиолетовый вечер на берегу украшенной осенним золотом реки, мощные корпусы старых северных кораблей, древние захоронения, затерянные в туркменских степях, город, с документальной точностью запечатленный с высоты птичьего полета. Но именно в таких непритязательных сюжетах раскрывается удивительная многогранность окружающего нас мира, раскрывается жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Леонид Марченко неустанно вел своеобразную художническую «репортерскую» деятельность, где бы он ни был, карандаш являлся его самым верным и неизменным спутником, помогающим зафиксировать места, события, людей. Художник побывал во многих уголках нашей земли: и в холодных водах Полярного круга, и в жарких песках, и у подножия суровых гор Туркменистана, и в чаще непроходимой, и в покоряемой во время строительства Байкало-Амурской магистрали людьми тайге, путешествовал по странам Западной Европы, прошелся по узким улочкам шумного Баку, исколесил всю Беларусь. В итоге как память об этих поездках появлялись целые серии: «Полярный круг», «По Туркмении», «Моя Беларусь», «Женщины Полесья», «Мой край озерный», «Край нарочанский», «Минск», «Земля и люди», «Лето в Золотинке. БАМ» и др. Некоторые листы из этих серий представлены на данной выставке: стройные, гибкие линии характерны для звучащей гимном юности литографии «Девчата» из серии «Женщины Полесья»; спокойное, безразличное к суете, нерушимое величие холодных вод северных морей предстает с офортов «Проводка», «Порт Игарка», представляющих на выставке серию «Полярный круг». Выразительный ритм линий города с присущим ему непрерывным движением передан в офортах серии «Минск». Бесконечностью вселенной дышит древняя туркменская степь в офорте «Древние захоронения» (серия «По Туркмении»), и в то же время парадоксальным образом выбранный сюжет рассказывает о неизбежности конечности бытия. Осанной природе родной страны, ее величию и красоте звучат карандашные рисунки «Вековые дубы», «Три сосны», офорт «Берег».

Леонид Марченко известен прежде всего как мастер офорта, но при этом он создавал и великолепные акварели. К этой технике он обращался на заре своего творческого пути, затем вернулся к ней, будучи зрелым мастером, испытывая потребность в цвете, в живописи. Его акварели легки и непринужденны, воздушны и прозрачны. Созданные на пленэрах, практически «в один прием», они отличаются свежестью восприятия и непринужденностью исполнения. Марченко мастерски передавал переходные состояния природы, когда все вокруг словно погружалось в тишину, замирало перед грядущими изменениями, и эти особые вибрации переходящего в сумерки дня либо разлитого в прозрачном осеннем воздухе дыхания зимы умело передавались им деликатным касанием кисти по бумаге, мягким колоритом, играющим тонкими гранями и создающим ощущение невесомости изображенного. Таковы его работы «Осенний мотив», «Озеро. Вечер», «Зимний день», «Березина. Синий вечер» и др. И словно в противовес зыбкости этих работ насыщенностью и буйством красок привлекают «Сирень», «Яблоневая ветка», «Коложская церковь», «Весна. Вербы». Пейзаж и натюрморт – излюбленные жанры в акварели у Марченко, к изображению человека он обращался реже, поэтому «Портрет жены художника (Нина Марченко)» приковывает к себе особое внимание. Помимо жанровой специфики, работа наполнена очаровательным звучанием особой нежности, самой жизнью, расцветшей легким румянцем на щеках портретируемой, звучащей в золотистом воздухе летнего дня.

Выставка показывает Леонида Максимовича Марченко и как талантливого офортиста, одного из лучших в Беларуси, и как тонкого акварелиста-колориста, однако главный талант, по меткому наблюдению Бориса Заборова, известного живописца и графика, заключался в том, что Леонид Максимович умел «открывать красоту в обыденном, видеть в малом большое, в простом мотиве – гармонию мира».

                                                                                                                                                Выставка продлится до 21 марта 2021 года