Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Выставка произведений художников Беларуси – юбиляров 2020 года "Река времени"

Юбилей – повод вспомнить известных и не очень именитых художников, увидеть их эстетически ценные и исторически познавательные работы, которые порой десятилетиями не видел никто, кроме музейных сотрудников, и которые после выставки снова вернутся в запасники.

Это 14-я групповая выставка, посвящённая творчеству художников – юбиляров соответствующего года. Такие выставки стали в нашем музее традиционными, они проводятся с 2008 года (в некоторые годы было несколько отдельных выставок подобного рода). Ныне экспонируется более 90 живописных, скульптурных, декоративно-прикладных произведений более 60 художников, которые в той или иной степени принадлежат искусству Беларуси, в диапазоне юбилеев от 150 до 70 лет. Но самая внушительная дата, 240 лет, принадлежит Яну (Иоганну) Дамелю, который последние годы жизни провел в Минске. На этой выставке его уникальные работы по разным причинам отсутствуют, но их можно увидеть в постоянной экспозиции музея и филиала «Дом Ваньковичей»; также в этом году в нашем музее предполагается международная выставка, посвящённая Дамелю. 150 лет исполняется Андронику Лазарчуку, украинскому художнику, который в 1908 году участвовал в минской художественной выставке несколькими работами, и лишь одна из них, здесь представленная, чудом сохранилась, была возвращена после войны из Германии, реставрирована. В своё время немало экспонировалось и репродуцировалось внешне непритязательное полотно ныне 130-летнего Гавриила Виера «Юный художник», имеющее автобиографический подтекст. Очевидно, в 1920–1950-е годы в этой картине особенно ценили социальный аспект: талант, творческий порыв, упорство мальчика из «низов», «из народа».

Мастера, произведения которых представлены в экспозиции, имели или имеют разный уровень таланта и его реализованности, но каждый из них в соответствующих формах рассказал о мире, времени, о себе, выявляя своё видение мироздания, свои предпочтения в искусстве и жизни. Выставка включает считанное количество работ досоветского и довоенного периодов, в основном произведения 1950–1980-х годов «классического», хрестоматийного периода советского и позднесоветского искусства, а также ряд работ 1990–2000-х годов. Таким образом, на выставке можно видеть не только соцветие и полифонию индивидуальностей, но и в какой-то мере эволюции парадигмы (системы идейно-пластических качеств) белорусского искусства второй половины ХХ – начала ХХІ столетия.

Не все художники, родившиеся в Беларуси, здесь и работали. Например, большая часть жизни Меера Айзенштадта и Романа Семашкевича прошла в Москве. Пётра Сергиевич, заслуженный художник Литвы, жил в Вильно/Вильнюсе. Владимир Гулецкий родился в Вилейке, но его жизненный путь, пройденный преимущественно в Сибири, окончился в Ростове-на-Дону. Несколько живописных и графических работ Гулецкого поступили в музей с первой послевоенной выставки белорусского искусства, которая открылась в 1944 году в Москве и в 1945 – в Минске. В годы войны художник служил в Центральном штабе партизанского движения. За океаном оказались Галина Русак и Тамара Стаганович, воплотившие своё мировидение в формах, по-разному сочетающих черты как американского, так и белорусского искусства.

Творчество каждого из представленных художников, безусловно, имеет эстетический, познавательный, исторический интерес, но можно обратить внимание на особое живописное мастерство Ивана Карасёва, Антона Корженевского, Александра Мозалёва, Ивана Рея, Ивана Ушакова (известного в основном как театральный художник), Ивана Фетисова, Евгения Харитоненко.

По-разному представлены экспоненты в коллекции музея (от одного произведения до нескольких десятков), естественно, по-разному и количественно они представлены на выставке. Работы некоторых авторов находятся также (или только там) в разделе белорусского искусства постоянной экспозиции в новом корпусе музея – М. Айзенштадта, Т. Артёмовой, А. Артимовича, Л. Гумилевского, М. Данцига, Л. Дударенко, Н. Евглевской, И. Карасёва, К. Качана, С. Ковровского, А. Мозалёва, И. Рэя, О. Сазыкиной, Т. Соколовой, Р. Семашкевича, Г. Скрипниченко, Л. Хоботова. И мастеров – юбиляров более младшего поколения: А. Задорина, Н. Залозной, С. Тимохова.

Очевидно, что при таком количестве участников в ограниченном экспозиционном пространстве мы можем показать творчество каждого только немногочисленными произведениями, которые всё же, как мы надеемся, дают концентрированное, «эпиграфическое» представление о художнике.