Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Жемчужины выставки «Десять веков искусства Беларуси»: «Ева» Хаима Сутина

Белгазпромбанк представляет «Десять веков искусства Беларуси» – именно такое название носит крупномасштабная экспозиция, которая откроется 26 марта и будет работать до июля 2014 года. Уже сейчас это событие можно назвать без преувеличения уникальным: под одной крышей соберут в буквальном смысле десять столетий отечественного искусства. Среди многих экспонатов, которые впервые представят вниманию широкой публики, один стоит отметить особо.

На выставке «Десять веков искусства Беларуси» впервые будет демонстрироваться картина Хаима Сутина «Ева», приобретенная Белгазпромбанком на аукционе Sotheby’s

Следует напомнить, что в Беларуси, на исторической родине Сутина, вплоть до 2012 года не было ни одной его картины. В 2012 году Белгазпромбанк приобрел его работу «Большие луга в Шартре», которую можно было увидеть в рамках арт-проекта «Художники Парижской школы из Беларуси». Еще одним ценным приобретением стала картина Хаима Сутина «Ева», написанная в 1928 году. Хаим Сутин по праву является одним из величайших мастеров изобразительного искусства. Его портреты разных лет объединяет  стремление разгадать тайну персонажа, передать его психологическое состояние в нелегкие моменты глубокого раздумья, отчаяния, терзаний души. Портрет «Ева» притягивает, завораживает своей энергетикой. Мы на себе ощущаем пронзительный, загадочный взгляд героини. 

Что в этой работе и, если брать в целом, личности Сутина до сих пор не оставляет в покое ни искусствоведов, ни посетителей аукционов, ни обычную публику? На этот вопрос отвечает куратор выставки  «Десять веков искусства Беларуси» Владимир Счастный:

– Сутин был в первую очередь колорист. Главное достоинство его работ – это цвета, которые он использовал для изображения либо природы, либо людей. Поэтому для Белгазпромбанка очень важно было купить после «Больших лугов в Шартре» портрет, потому что Сутин еще известен и как портретист. Было большой удачей найти столь значительное его произведение на аукционе в наше время, потому что сейчас такие работы продаются за огромные деньги. Надо сказать, что гордость любого музея – иметь в своей экспозиции работу Сутина, тем более его портрет. Как известно, на постсоветском пространстве есть только одна работа Сутина, его автопортрет (в настоящее время в Эрмитаже), и приобретение новой картины повысило уровень корпоративной коллекции Белгазпромбанка.

В 1912 году Хаим Сутин приехал в Париж совершенно безвестным юношей из белорусской глубинки, но уже через 10-12 лет его работы начали покупать. В период 1922-1925 года он становится известен.

 Кроме того, что «Ева» – пожалуй, самая дорогая картина в Республике Беларусь, она интересна тем, что относится к наилучшему периоду творчества Сутина. В 1928 году он находится в зените свой славы. Рассказывает заместитель генерального директора по научной работе Национального художественного музея Республики Беларусь Надежда Усова:

– Картина очень красива и едва ли не наиболее реалистичная из всех его портретных произведений. Здесь нет той взбудораженности палитры, того экспрессионизма, который присущ многим портретам Сутина. Здесь есть спокойная гармония, которая свидетельствует о том, что в этот период жизни художник пребывал в полном ладу с самим собой. Поэтому на это произведение будет любопытно посмотреть не только специалистам, которые уже видели Сутина на минской выставке «Художники Парижской школы», но и широкому зрителю. Как известно, Сутин – редкий художник в наших краях. И появление новой картины в Беларуси – это замечательно! Это подхлестнет интерес к нам среди крупнейших музеев – не только СНГ, но и Евросоюза – в качестве весомого повода для выставочного обмена.

Среди прочих экспонатов на выставке «Десять веков искусства Беларуси» зрители впервые увидят новые приобретения Белгазпромбанка — книгу Симеона Полоцкого «Жезл правления» 1667 года издания, картины Марка Шагала, созданные в период расцвета творчества этого великого художника, а также работу нашего прославленного соотечественника Валентия Ваньковича «Портрет поэта Томаша Зана».