Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Научно-практическая конференция "Мирский замок. Концепция реставрации и проблемы музеефикации"

16 июня 2007 г. в филиале НХМ РБ "Замковый комплекс "Мир" произошла научно-практическая конференция "Мирский замок. Концепция реставрации и проблемы музеефикации". В ней приняли участие сотрудники НХМ и его филиалов в Раубичах и Мире, Музея народной архитектуры и быта, БГУ, Университета культуры и искусств, Академии искусств. Было заслушано 15 докладов, выступление научного руководителя реставрации Мирского замка Д.С. Бубновского по теме "Эволюция взглядов на музеефикацию Мирского замка" не произошло, однако текст его будет напечатанный в материалах конференции. Большинство докладов было ориентировано на вопросы музейной экспозиции в замке.

Е. В. Карпенко выложила уточненную концепцию тематико-экспозиционного плана, согласованную с конкретными замковыми помещениями в северном корпусе и трех башнях главного фасада замка. Доклад О.А. Трусова был посвящен истории археологическо-архитектурных исследований Мирского замка, начиная от работы Ю. Ядковского в начале 20 в. до комплексных исследований автора в 1970-1980-е гг. В.В. Калнин на графическом материале из Западной Европы и фрагментах белорусской иконописи продемонстрировал формы наказания, которые употреблялись (могли ли употребляться) в ВКЛ в 16-18 вв., отметив гуманность местного права. Материалы будут представлены в экспозиции темницы в подвале замковой башни. Н.Я. Трифонова указала на белорусские костелы 16 ст., к строительству которых имели причастность инвесторы Мирского замка магнаты Ильиничи. В.Д. Баженова сообщила про уникальный экземпляр несвижского альбома портретов князей Радзивиллов 1758 г., в котором ряд образов графически нарисованный от руки с напечатанных первообразов. Исследовательница датирует их 2-й четвертью 19 в. и высказывает мнение о виленском художнике, который владел техникой классического рисунка лучше, чем авторы первообразов 1758 г. И.Н. Скворцова определила в НХМ и НМ истории и культуры фрагменты кунтушовых поясов из костела в Камаях, которые образовывают единый слуцкий пояс раннего периода, вероятно, пожалованный в костел в 1770-е гг. инвесторами его увеличения в 1778 г. С.А. Пациенко охарактеризовала Мирский замок как один с центров магнатской культуры в Беларуси. А.А.Ярошевич сделал осмотр работ российских и польских военных историков о битве войск генералов Платова и Васильчикова с польскими уланами около Мира 27-28 июня cт.ст. 1812 г. "Дело казаков Платова под Миром" отраженно на картинах художников В. Мазуровского, М. Красовского, Е. Косака, в литографиях и открытках (1912 г.). Копии этих образов могут найти свое место в экспозиции при отображении событий войны 1812 г. около Мира. С формами показа мирской декоративной керамики в музейных интерьерах непосредственно связанно три доклада о изразце 17-18 вв. из Мирского замка: П. Русова "Семантика образов на изразцы Мирского замка", А.Л. Кость "Пространство прошлого. Проблемы экспериментальной практики по воссозданию объектов археологической керамики", П.В. Прокопцов "Типологические особенности и проблемы реконструкции изразца Мирского замка". В сообщения В.Р.Писаренко "Мирская керамика в собрании НММ РБ" были продемонстрированны многочисленные примеры народной бытовой посуды 1-й половины 20 в. изделия мирских гончаров, собранные экспедицией музея в мае 2007 г. Два доклада содержали интересную информацию про лица из окружения кн. Святополк-Мирских: В.В.Новицкая, Л.Я. Прокопенко " Аннотация и короткие сведения про людей из окружения М.М. Святополк-Мирского на архивных фотоснимках НХМ РБ"; Г.С. Ходосевич "М.П. Царук - управляющий делами поместья Замирье в первой трети 20 в. Выступление И.С. Маховской "Мирский замок в период Великой Отечественной войны" было построено на воспоминаниях местных жителей о судьбе еврейского гетто, размещенного в замке. Материалы будут напечатаны в специальном сборнике.