Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Выставка «Шантаж аттракционов» от компании «Зубр Капитал»

17 мая 2014 года в 21:00 в рамках акции «Ночь музеев-2014. Лабиринты времени» в Национальном художественном музее Республики Беларусь инвестиционная компания «Зубр Капитал» откроет выставку произведений трёх современных белорусских художников – Руслана Вашкевича, Сергея Гриневича и Александра Бельского. Провокационное название выставки – «Шантаж аттракционов» – станет возможностью поговорить о потреблении визуальных образов в современной культуре.

«Шантаж аттракционов» – это не только громкое и, в какой-то степени, провоцирующее зрителя название выставки, но также способ очертить проблему потребления визуальных образов, их чрезмерность и пресыщенность, как симптоматические черты нашей повседневной практики.

Выставка «Шантаж аттракционов» представляет собой своеобразный реверанс в сторону режиссёра Сергея Эйзенштейна, который в 20-х годах прошлого века разработал так называемый монтаж аттракционов. «Аттракцион, –  как писал сам Сергей Эйзенштейн, – это всякий агрессивный момент, рассчитанный на эмоциональное потрясение зрителя». Монтаж аттракционов провозглашал зрелищность и эмоциональное воздействие визуального образа в качестве доминирующего элемента в искусстве. Сегодня же, спустя почти сто лет, зрелищность из авангардного приёма стала излюбленным приёмом голливудских блокбастеров. Аттракцион стал своеобразным мейнстримом и визуальное, как отмечают исследователи, стало не частью повседневности, а самой повседневностью. И это становится похожим на шантаж, шантаж аттракционов. Вопрос в том, кто кого шантажирует. На этот вопрос и попытались ответить организаторы проекта.

В рамках выставки будут представлены работы трёх современных белорусских художников: видеоинсталляция «Happy End» Александра Бельского, посвящённая производству визуальных образов в срезе кинематографа; работа Руслана Вашкевича «Выбрось это из своей головы!», которая отсылает к проблеме потребления визуальных образов, когда объектом потребления незаметно для себя становится сам зритель; и серия работ Сергея Гриневича, демонстрирующая трансформацию понимания так называемых «вечных тем» под воздействием современных технологий.

Выставка показывает сложный процесс взаимодействия зрителя и визуальной культуры. «С одной стороны, – отмечает куратор выставки Антонина Серякова, – сегодня мы все окружены огромным количеством визуального материала – социальные сети, реклама, сериалы, ТВ – образы проходят мимо нас, вынуждают постоянно «напрягать» зрение. Визуального так много, что от него сегодня просто никуда не деться, мы больше не способны запоминать, мы – беспорядочно потребляем. Ни один образ не задерживается надолго. Это и есть шантаж – шантаж визуального, когда любой её элемент становится потребляемым. С другой стороны, «будучи избалованы» большим количеством визуального материала, зрители требуют всё новых и новых зрелищ: картинка должна быть ещё более яркой и эмоциональной, чем ранее. И это тоже шантаж, но шантаж, который осуществляет зритель по отношению к визуальному. Этот сложный процесс, временами напоминающий игру «кто кого», мы и хотели отразить в рамках данного проекта».

Выставка не даёт готовых решений, но предлагает взглянуть на проблему чрезмерности визуальных образов сквозь призму современного искусства.

Добро пожаловать в парк аттракционов!

 

Куратор выставки – Антонина Серякова, бренд-менеджер компании «Зубр Капитал».