Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

16.12.2018 - 27.01.2019

 

 

Мы начинаем новый лекционный цикл в рамках выставочного проекта «Современники ХХ. Столетие белорусского портрета». На этот раз цикл будет посвящен эволюции развития в ХХ веке одного из самых загадочных и интересных жанров на протяжении всей истории искусств – портрета.

Перед началом каждой лекции вы сможете прослушать 15-минутный «Рассказ об одном из портретов выставки». 

 

Вход на мероприятие по билету в музей.

 

 

 

 

 

Программа лектория:

 

  • 16 декабря в 16.00  -  "Поиски национального образа. Белорусский портрет 1920–1930-х годов". Читает Ольга Архипова, искусствовед, ведущий научный сотрудник отдела современного белорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь

1920-е годы в белорусской культуре ознаменованы большим интересом к «местному колориту» – национальным традициям и народному искусству. Это был период национального возрождения, осмысления собственной истории, когда многие художники стремились расшифровать самобытные традиции прошлого, «разговорить» национальную культуру, начать вести с ней плодотворный диалог в границах профессиональной живописной традиции. Как ощущение времени меняет подходы и манеры художников к изображению человека? Какой он национальный типаж? И можно ли говорить о явлении «белорусского портрета» в искусстве 1920–1930-х гг.?

Обо всем об этом вы узнаете на лекции.

 

  • 23 декабря в 16.00  -  "Сталин в белорусском изобразительном искусстве". Читает Александр Гужаловский, доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии, музеологии и истории искусств Белорусского государственного университета

На протяжении четверти века – с 1929 по 1953 год – образ Сталина занимал центральное место в советском изобразительном искусстве. Памятники вождю, «отцу народов», генералиссимусу украшали площади, парки и скверы крупных и маленьких городов СССР и стран социалистического лагеря, портреты и жанровые сцены с изображением Сталина год за годом пополняли коллекции музеев. Изобразительная Сталиниана стала ярким примером мифологизации личности в искусстве. О том, как создавался сталинский изобразительный миф в белорусском искусстве, расскажут полотна А. Шибнева, В. Волкова, И. Ахремчика, А. Мозолева, И. Давидовича. Сегодня, когда дым легенд еще не развеян и миф о Сталине еще не умер, но многих свидетельств эпохи уже не существует, когда с постмодернистской иронией современные художники переосмысливают произведения советского времени, у нас есть возможность историзировать сталинскую эпоху в белорусском искусстве, подвергнуть ее рефлексии и, конечно, сформировать о ней свое собственное мнение.

 

  • 13 января в 16.00   "Это Я! Самопрезентация художника перед лицом вечностив белорусском автопортрете ХХ века". Читает Надежда Усова, искусствовед, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь

Автопортрет – один из наиболее загадочных жанров в искусстве. Почему один художник без устали всю жизнь пишет себя, как, например, старейший минский нонконформист Виталий Чернобрисов, а другой напишет себя от силы 2–3 раза за всю свою творческую жизнь? При всем типологическом ограничении «человека в раме» автопортреты в искусстве Беларуси – жанр наиболее свободный: есть почти хулиганские карнавальные автопортреты, есть портреты-отражения депрессии и ипохондрии, есть философско-фундаментальные с Музой или Смертью, есть камерно-домашние – с женой, детьми, любимыми животными.

Что такое автопортрет для художника: исповедь, самопрезентация, саморефлексия, нарциссизм, элемент игры со зрителем? Некоторые тонкости автопортретов белорусских художников ХХ века – как интереснейшего подтипа старейшего жанра – вы узнаете на лекции.

 

  • 20 января в 16.00  -  "Сквозь ХХ век. Белорусский скульптурный портрет от Малевича до Варвашени". Читает Павел Войницкий, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды» Белорусского национального технического университета

ХХ век – один из самых, сложных и во многом противоречивых периодов в развитии искусства. Быстрая смена творческих программ, стилевых ориентиров создала полифоничную и насыщенную картину развития скульптуры этого столетия. К сожалению, представить целостную панораму этого вида искусства в рамках выставочного не представляется возможным. Многие «программные произведения» утрачены навсегда, а у ряда художников в истории белорусского искусства остались только имена. Задача данной лекции – воссоздать общую картину развития белорусской скульптуры рассматриваемого периода в совокупности экспериментальных поисков и классических традиций. Автор раскроет индивидуальность творческих особенностей таких мастеров белорусской скульптуры XX столетия, как Д. Якерсон, А. Грубе, М. Айзенштадт, А. Глебов, С. Селиханов, А. Аникейчик, С. Вакар и многих других.

 

  • 27 января в 16.00   "Портрет «открытого» формата. Эпоха перестройки и гласности. 1980–1990-е.". Читает Екатерина Изофатова, куратор выставки, кандидат искусствоведения, заведующий отделом современного белорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь

Конец 1980–1990-х годов – одна из ярких страниц в истории белорусского искусства. Это время кардинальных художественно-эстетических изменений: разделения на «официальный» и «неофициальный» полюса художественной культуры, смены единой концепции социалистического реализма многообразием художественных идей, направлений и течений. Все это, безусловно, отразилось на эволюции жанра портрета. Обостренная чувствительность, присущая эпохе перемен, выразилась в усилении психологического начала, символической содержательности, метафорической иносказательности. Гротеск и ирония, сомнения и тревоги, отказ от сходства с моделью и широкая ассоциативность мышления, душевная боль и отчужденность – такова картина поиска образа человека. Каково «лицо» современника конца ХХ века? Каковы «границы» жанра портрета в искусстве этого периода? Эти и другие вопросы будут рассмотрены на лекции.