Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Фотоотчет. Инклюзивные выездные семинары в Гомеле и Мозыре

24–25 апреля 2019 года в Картинной галерее Г.Х. Ващенко в Гомеле и РЦ «Спутник» в Мозыре прошел семинар «Инклюзивные творческие практики – международный опыт, развитие и перспективы».

Семинар состоялся при участии координатора проектов международной культурной организации ShareMusic & Performing Arts Н. Петтерссон (Швеция); кураторов Национального художественного музея Республики Беларусь Н. Селицкой, Д. Солодкого, Н. Усовой; заведующей Музеем В.К. Бялыницкого-Бирули С. Строгиной; соруководителя концентрации «Современное искусство и Театр» ECLAB, художественного руководителя и режиссёра Лаборатории социального театра ECLAB В. Мороз; председателя гомельской городской организации ОО «БелАПДИиМИ» Н. Семеняко; художника, учителя изобразительного искусства в Гомельской художественной школе и в средней школе для людей с ограничением слуха А. Покатило. Мероприятия были организованы ShareMusic & Performing Arts, гомельской и мозырской организациями «БелАПДИиМИ», а также Институтом повышения квалификации и переподготовки кадров при Белорусском государственном университете культуры и искусств.

Была подготовлена насыщенная программа по обмену опытом работы в области инклюзивного творчества. Услышанное и увиденное вызвало у присутствующих (а их было немало – около 90 человек) неподдельный интерес и впоследствии породило много новых мыслей и идей.

Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь, поделилась опытом проведения музейных представлений, рассказала, насколько гармонично и творчески успешно может выглядеть музейный перфоманс как форма инклюзивной коммуникации, как искусство снимает все границы, создавая идеальные условия для безбарьерной среды.

Наталия Селицкая, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь, продемонстрировала фильм о том, что изобразительное искусство может быть доступно для слабовидящих и даже незрячих людей. Подтверждение тому – выставка тактильных картин «И чувствуя, видеть...» известного белорусского художника Василия Зенько, проходящая сейчас в стенах Национального художественного музея Республики Беларусь.

Совсем уж неожиданно прозвучало утверждение от Дмитрия Солодкого, старшего научного сотрудника Национального художественного музея, о том, что произведения искусства порой открываются благодаря парадоксальным методам, ломающим привычные стереотипы, например, в динамике и свежем восприятии людей с особыми потребностями. Исходить от человека и его особенностей, снять барьеры, в том числе и в умах посетителей, – задача инклюзивных программ. Поэтому иногда лучше выбрать необычный угол обзора: например, лечь на пол и посмотреть на картину с иного ракурса или использовать фонарик и смотреть ее фрагменты в темноте, или проникнуть в картину с помощью специальной компьютерной программы. Но это только лишь один из новых гуманитарных подходов культурно-образовательных методик, реализуемых в художественном музее.

Музей В.К. Бялыницкого-Бирули в Могилеве – филиал Национального художественного музея Республики Беларусь – также успешно опробовал одну из перформативных практик с участием людей с особыми потребностями. На семинаре выступила заведующий музеем Светлана Строгина, которая рассказала, как они совместно с ShareMusic & Performing Arts смогли самостоятельно создать, записать и применить привычные и довольно повседневные звуки, чтобы «озвучить» известные картины художников, находящиеся в музее.

После семинара все участники имели возможность задать вопросы и обсудить дальнейшие творческие планы. По окончании гости, приехавшие выступить на семинаре, посетили частную детскую студию-мастерскую «Колесо» и были впечатлены атмосферой и качеством работы молодых креативных педагогов и талантам мозырских детей.