Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Искусство стран Востока XIV - XX в.

Национальный художественный музей Республики Беларусь располагает значительным собранием памятников культуры и искусства народов Востока. История этой коллекции начинается с конца 1950-х годов, когда Министерством культуры КНР было передано в музей значительное собрание произведений декоративно-прикладного искусства Китая. В 1960 году существенную помощь в пополнении коллекции оказал Государственный музей искусства народов Востока в Москве. Приобретения у частных коллекционеров впоследствии значительно пополнили и расширили собрание. Сегодня в коллекции представлены традиционные виды искусства стран Передней, Средней, Центральной, Южной и Юго-восточной Азии, Кавказа и Дальнего Востока: живопись и скульптура, миниатюра и искусство народной картины, ткачество и художественный металл, керамика и фарфор, расписная и перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, расписные и резные лаки.

Китайской цивилизацией, одной из древнейших в мире, было создано неповторимое по красоте и своеобразию искусство, отличающееся стойкой приверженностью к сохранению традиций. Замечательные художественные памятники средневекового и современного Китая являются гордостью восточного собрания НХМ РБ.

Высокими художественными качествами, разнообразием форм и декора отличается китайская керамика и фарфор XV-XX вв. Вазы, блюда, чаши, фарфоровая пластика «золотого века» - периодов Канси (1662-1722), Юнчжэн (1723-1735), Цяньлун (1735-1796) сочетают непревзойденный уровень технического мастерства с изяществом росписи. В коллекции музея есть монохромные изделия, предметы украшенные подглазурной росписью кобальтом, эмалевыми красками поверх глазури.

Разнообразны по материалам и техникам изготовления китайские табакерки – сосуды для ароматического нюхательного порошка. Флакончики с пробкой и маленькой костяной ложечкой выполнены из фарфора, стекла, камня (нефрит, агат, розовый кварц), резного лака и датируются ХIX – началом XX в.

В собрании музея представлены разные техники художественных эмалей. Перегородчатые эмали различных цветов, объединенные золотистым контуром, украшают поверхность множества сосудов, ваз и тарелок. Фигура Льва «Фо» выполненная в XVIII веке сочетает в себе устойчивость и монументальность формы с изысканным многоцветным орнаментом. Расписные эмали немногочислены, но более живописны. Тонкой, почти миниатюрной проработкой деталей отличается овальная коробка периода Цяньлун с изображением дракона и фейхуана, заплетенных в сложный растительный орнамент.

Производство лаковых изделий из-за сложной техники было довольно дорогостоящим. Лак, отвечавший вкусам знати, как ни один другой материал, применялся при декорировке архитектурных деталей, изготовлении мебели, разнообразной домашней утвари. Пекинские мастера работали по красному лаку в технике резьбы, которая позволяла разрабатывать декор, применяя мелкую и глубокую гравировку. Большая коробка для новогодних подношений XIX столетия украшена виртуозно исполненными многослойными рельефами с изображением жанровых сцен.

Мастерство китайских резчиков по дереву, их умение обыграть природные свойства материала особенно ярко проявилось в редкой по выразительности деревянной скульптуре Лю Хая – бога монет и спутника бога богатства, датированная концом XVII - началом XVIII вв. Мастер великолепно передал состояние блаженства божества, лежащего на бамбуковой циновке рядом с трехлапой жабой- эмблемой наживания денег.

Большая часть памятников культуры и искусства Японии датируется XIX-XX вв.

Так же как и Китай, эта страна на протяжении веков бережно сохраняла традиционные особенности искусства, техники, символику и поэтику, национальные орнаменты и колорит.

Собрание японской керамики и фарфора включает произведения мастерских Сацума, Хидзен, Киото, Бидзен и Кутани. Прекрасный образец фарфоровой продукции Хидзен – большая ваза, расписанная кобальтом, надглазурной красной краской с добавлением позолоты. Здесь выделены четыре крупных резерва с мотивом цветущей вишни, зонтичной сосны и феникса. Изделия мастерских Сацума покрыты глазурью цвета слоновой кости с мелкими трещинами – цеком, расписаны полихромными красками и золотом. Характерные мотивы росписей – батальные, жанровые сцены, эпизоды литературных произведений, фигуры святых, «парчовый» орнамент.

Образ цветущей и увядающей природы присутствует всюду в японском искусстве – в керамике и фарфоре, в тканях для национальной одежды – кимоно. В экспозиции музея представлены праздничные кимоно современных японских мастеров, бережно сохранивших традиции этого искусства. По своей стилистике они тяготеют к позднему средневековью. Рисунок каждого кимоно связан с определенным временем года, соответствует определенному образу заказчика, его возрасту и настроению. Свадебное белое кимоно с цветочным декором напоминает цветущий весенний сад.

Необычайно разнообразны по декору и парчовые пояса – оби. Их украшают традиционные мотивы парадных повозок, цветов, птиц, сосны и бамбука.

Нэцкэ - миниатюрная скульптура из слоновой кости и дерева, необычайно популярна в XVIII– начале XX вв. Своеобразный брелок-противовес – нэцкэ- обязательная принадлежность традиционного мужского костюма. С их помощью к поясу кимоно прикреплялись на шелковом шнуре веера, кисеты, коробочки «инро». Нэцкэ - «Чаепитие», «Собака со щенком», «Мальчик на буйволе», «Мышь на тыкве», «Обезьяна» - отличаются тщательным исполнением, виртуозностью обработки кости и дерева и необычайной выразительностью.

Восточное искусство музея дополняют коллекции декоративно-прикладного искусства и миниатюры Индии XIX-XX веков.

Черты неповторимой самобытности ярко проявились в ткачестве Индии. Ткани музейного собрания связаны с периодом возрождения индийского текстильного ремесла в 1950-е годы, и со временем его расцвета в 1970-1980-е годы. Изготовленные вручную, они отличаются большим разнообразием. Тончайшие шелковые сари, покрывала, шали, платки и ковры украшены вышивкой, набойкой и необычайно гармоничны по цвету. Особую ценность представляют уникальные ритуальные завесы - «каламкари», созданные мастерами известных текстильных центров в штатах Андхра - Прадеш и Орисса. «Каламкари» украшены сложным растительным орнаментом, воссоздающим строение Вселенной.

С древнейших времен в Индии были известны изделия из меди и бронзы. Искусно орнаментировались и доспехи воинов. Щиты и кинжалы украшались гравировкой и насечкой. Современные мастера продолжают делать разнообразную утварь, ритуальные предметы, скульптуру. Для производства изделий используют два метода: ковку и отливку способом «утраченной восковой модели».

Художественная обработка дерева также является одним из древнейших ремесел Индии. Индийские леса богаты ценными сортами деревьев – красным, черным, самшитом, кипарисом и сандаловым деревом. Из всех районов Индии, в которых производится художественная обработка дерева, наибольшей известностью пользуется Кашмир. Ремесленники Кашмира прославились изготовлением мебели – прозрачных, похожих на кружево ширм, столиков, кресел. Сплошь покрытых ажурным резным узором шкатулок.

Во многих районах Индии распространена живопись на грунтованном холсте – патачитра (пата – ткань, читра – рисунок). Искусство это народное. Делают патачитры мастера касты читро, известной с XI века. Художники одновременно и певцы, и сказители. Они поют песни на сюжеты свитков.

В собрании представлены патачитры, посвященные сказаниям о Кришне, мастера Чандриах Накаш Читра из деревни Чарриал Мангал штата Андхра-Прадеш. Этот мастер – участник многих индийских и зарубежных выставок народного искусства. Его работы экспонируются в крупнейших музеях Индии, приобретены для коллекции музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Высоким мастерством исполнения отличаются произведения современных мастеров Раджастана, продолжающих и развевающих традиции знаменитой раджастанской школы миниатюры.

Искусство Ирана представлено немногочисленными образцами художественных ремесел – сосудами из керамики, металла и стекла XIX в., предметами из папье-маше и дерева и лаковой росписью XVIII-XIX вв., коврами из Белуджистана и Тебриза XIX-XX вв.

Необычайно интересна коллекция современной керамики Средней Азии. Она представлена работами старейших мастеров и молодого поколения художников самаркандской керамической школы. Вазы, блюда, чаши и экспрессивная декоративная скульптура демонстрируют творческое отношение мастеров керамики к национальным традициям.

Коллекция восточного искусства в Национальном художественном музее насчитывает около полутора тысяч памятников и дает определенное представление об искусстве стран этого региона.