Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Русское искусство XVIII - нач. XX в.

В фондах Национального художественного музея Республики Беларусь русское искусство занимает значительное место. Сегодня его коллекция, куда входят произведения XVIII–XX вв., насчитывает больше трех с половиной тысяч единиц живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Целостность коллекции, высокое качество собранных в ней произведений дают возможность проследить основные этапы развития русского искусства, познакомиться с творчеством многих известных художников России, ощутить художественную атмосферу времени, дух эпохи.

Произведений XVIII века в музее немного. Но в своей совокупности они создают довольно точное представление об эстетическом идеале и характере искусства этого времени, о профессиональном уровне художников. Большой интерес представляет ранняя картина Антона Лосенко «Смерть Адониса», написанная в 1764 г. во время нахождения во Франции. Не так часто можно встретиться с работами Ивана Вишнякова. Поэтому большой удачей является одно из первых приобретений музея (1946) «Портрет И.М. Коцарева»(1757–1759).

Высшие достижения портретной живописи XVIII в. связаны с именами Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского. В своих произведениях они обновили образ современника, раскрыли просветительскую идею о ценности человека, отображали настроение своего времени.

Произведения живописи, скульптуры и графики, выполненные в первой половине XIX в., дают возможность познакомиться с творчеством многих русских художников того времени. Это полотна Алексея Венецианова, Максима Воробьева, Федора Бруни, Григория Чернецова, Павла Федотова и др.

Среди нескольких картин великолепного живописца Карла Брюллова, находящихся в музее, особенной художественной выразительностью отмечен «Портрет М.Ю. Виельгорского»(1828), написанный в Италии.

Полотна Василия Тропинина, находящиеся в НХМ РБ, весьма разнообразные и существенно дополняют общепризнанное мнение о творчестве этого крупнейшего художника – «Бандит» (Портрет М. Оболенского) (1840-е), «Портрет М.И. Бера с женой Н.М. Бер» (1850), «Портрет Л.М. Кожиной» (1834) и др.

Широко представлено в музее искусство второй половины XIX века. В этой части коллекции доминируют работы мастеров, которые руководствовались принципом искусства критического реализма, демократическими тенденциями эпохи: Ивана Крамского, Василия Маковского, Кирилла Лемоха, Григория Мясоедова, Василия Максимова, Виктора Васнецова, Николая Ярошенко, Леонида Соломаткина. Музей имеет вариант-

повторение 1875 г. известной картины Василия Пукирева «Неравный брак» (1862), где можно заметить некоторые отличия от полотна 1862 г., принадлежащего Государственной Третьяковской галерее.

В разделе второй половины XIX века значительное место занимают пейзажи Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Исаака Левитана, произведения Ильи Репина и Василия Сурикова.

Коллекция русского искусства конца XIX – начала XX вв. включает ряд первоклассных работ известнейших русских художников. Тут представлены произведения художников, которые стремятся к обновлению живописно-пластического языка – членов разных художественных объединений рубежа веков, таких как «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет» – Валентина Серова, Михаила Врубеля, Константина Коровина, Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Исаака Бродского, Александра Головина, Николая Сапунова, Ильи Машкова, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и др.

Искусство XX века России представляют имена таких

известных мастеров, как живописцы Николай Касаткин, Петр Кончаловский, Георгий Ражский, Аркадий Пластов, Георгий Ниский и многие другие, которые в своих произведениях отобразили широту и разнообразие поисков русского искусства, особенности искусства 1930–1950-х гг., тенденции художественной жизни 1960–1980-х гг.

Коллекция скульптуры небольшая и не охватывает все этапы развития, но дает представление об основных характерных особенностях русской пластики и творчества ряда мастеров. Среди работ XVIII – первой половины XIX в. – такие превосходные работы, как «Портрет генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского» (мрамор, 1778) Федота Шубина, «Зарождение музыки» (мрамор, 1824–1830) Самуила Гальберга, «Бродячий скрипач» (бронза, 1840-е) Федора Толстого.

Раздел скульптуры второй половины XIX в. более полный и цельный. Рядом с работами художников академического направления – Николая Лаверецкого, Пармена Забелы и др. – представлено творчество мастеров, чье искусство свидетельствует о достижениях реализма русской художественной школы: Марка Антокольского, Евгения Лансере, Владимира Беклемишева, Матвея Чижова и др. С особенностями русской пластики XX века знакомят произведения Паоло Трубецкого, Михаила Врубеля, Сергея Коненкова, Ивана Шадра, Василия Ватагина, Николая Андреева, Сары Лебедевой, Веры Мухиной и др.

В небольшой коллекции рисунка и акварели можно выделить выполненный в технике итальянского карандаша «Портрет П.Ф. Желтухина» (1819) Ореста Кипренского, «Портрет Р.А. Томилова» (1831) Алексея Варнека, акварели Петра Соколова, Александра Орловского, братьев Александра и Альберта Бенуа, Аполлинария Васнецова, рисунки Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, Валентина Серова, Алексея Степанова, гравюры Владимира Фаворского, Евгения Кибрика и др.

Немаловажное место занимает в собрании коллекция русского декоративно-прикладного искусства. Одним из первых значительных приобретений музея в конце 1950-х гг. стала коллекция русских лаков XIX–XX вв. В ней представлены произведения двух самых известных русских фабрик Лукутиных и Вишняковых, а также искусство Палеха. Это табакерки, шкатулки, запонки, бисерницы, портсигары, пудреницы, тарелки, подносики, спичечницы, пепельницы. Самым ранним произведением в коллекции лаков является бисерница светло-зеленого цвета с изображением бегущей собаки (1818–1828). Не менее ценная часть коллекции русских лаков — палехская миниатюра 1920–1930-х гг. В музейном собрании представлено искусство ведущих художников Палеха, тех, кто создавал этот промысел – И.И. Голикова, И.И. Зубкова, И.В. Маркичева, В.В. Котухина, И.П. Вакурова, А.А. Дадыкина, Д.Н. Буторина и др.

Коллекция русского фарфора невелика по количеству экспонатов. Складывалась она постепенно и включает изделия почти всех крупных и известных заводов России XVIII–XX вв. – Императорского фарфорового, Гарднера, Попова, Батенина, Софронова, Терихова, Новых, Фомина, Миклашевского, братьев Корниловых, братьев Кузнецовых, Козлова, Иконникова, художественных предприятий Советского Союза. Самым ранним памятником русского фарфорового производства в коллекции музея является тарелка с рельефной золотой сеточкой и пурпурными цветами из первого многопредметного русского сервиза, созданными мастерами Императорского фарфорового завода для императрицы Елизаветы Петровны и названного «Собственным» (1750-е). Это образец фарфора времени Д. Виноградова, нарядного, узорного, созвучного характеру елизаветинского рококо.

К числу интереснейших и своеобразных памятников искусства завода Гарднера принадлежат «орденские» сервизы. Они были заказаны Екатериной II в 1777–1778 гг. для приема при дворе кавалеров российских орденов. В нашей коллекции можно увидеть несколько предметов из «Андреевского», «Александровского», «Георгиевского» и «Владимирского» сервизов. Высокий уровень технологии и мастерства лепщиков, формовщиков, обжигальщиков и живописцев Императорского фарфорового завода представляют большие декоративные вазы с копиями картин середины XIX в. из собрания Эрмитажа. Среди предметов второй половины XIX – начала XX в. выделяются изделия заводов братьев Корниловых в Санкт-Петербурге и братьев Кузнецовых. Наряду с декоративными предметами и посудой в музейном собрании представлена и фарфоровая пластика.

Фарфор советского времени в собрании музея представлен именами известных художников: Н. Данько, В. Кузнецова, Б. Кустодиева, С. Чехонина, А. Щекотихиной-Потоцкой, Б. Воробьева, И. Ризнича, И. Фрих-Хара, Е. Чарушина, А. Воробьевского, В. Семенова, А. Ефимовой, Г. Шуляк, А. Бржезицкой, П. Леонова, изделиями трех ведущих заводов России — Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова, Дмитровского и Дулевского.

Настоящим шедевром этой коллекции является фарфоровая пластика первых послереволюционных лет. Шахматы «Красные и белые», статуэтки «Партизан», «Милиционерка» Н. Данько, «Красногвардеец» В. Кузнецова овеяны революционной романтикой.

Богатство коллекций российского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь, собранных, в основном, благодаря неутомимым усилиям Е.В. Аладовой, директора музея с 1944 по 1977 год, дает возможность не только содержательно отобразить русское искусство в постоянной экспозиции музея, но и формировать разнообразные по содержанию и объему временные и передвижные выставки, посвященные отдельным темам, жанрам, отдельным направлениям и художникам.