Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Древнебелорусское искусство

Собрание древнебелорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь является одним из крупнейших в республике. Оно насчитывает более 1200 произведений XII – начала XIX века. Коллекции, составляющие собрание древнебелорусского искусства, в музее чрезвычайно разнообразные и богатые по содержанию. Они формировались в послевоенное время путем экспедиций, возврата части довоенных фондов музея, поступлений от частных лиц и государственных учреждений. 

 Коллекция древнебелорусского декоративно-прикладного искусства включает в себя археологические находки с раскопок древнебелорусских городов X–XVI вв. – бытовые предметы, которые в своем исполнении приобретают характер настоящих произведений средневекового ремесла – шахматные фигурки, бытовая стеклянная посуда, бусы, украшения. Это и великолепные образцы сакрального религиозного искусства – каменные резные нательные иконки, кресты-энколпионы, а также изделия белорусских золотарей – художников-ювелиров XVI–XVIII вв.: литургические келихи, потиры, монстранцы, оклады Евангелий, ризы на иконы, вотивные серебряные пластинки. Коллекция включает также образцы ткачества и вышивки XVII – начала XIX века: церковные и костельные ризы из тканей европейского и местного производства, фрагменты знаменитых слуцких поясов второй половины XVIII – начала XIX в., пояса гродненской мануфактуры.

В XVII в. огромную известность приобрела «белорусская резьба». Белорусские мастера-резчики по дереву и позолотчики создавали замечательные алтари и иконостасы не только на родине, но и в Московском государстве. Музей в своих фондах и экспозиции имеет высокохудожественные образцы таких произведений, как царские врата из иконостасов, резные колонки, барочные картуши, украшенные как рельефной прорезной резьбой, так и изображениями, выполненными в горельефной технике и круглой, объемной скульптуре. В коллекции скульптуры и резьбы древнебелорусского собрания музея находятся такие шедевры деревянной пластики и скульптуры Беларуси, как царские врата конца XVI в. из д. Ворониловичи, две позднеготические скульптуры архангелов из местечек Шерешево и Ялово, барочные скульптуры из Полоцка и Кобрина.

Коллекция древнебелорусской иконописи и сакральной живописи – одна из наиболее ценных в нашей стране. Это самое большое собрание в Беларуси произведений белорусской иконописи отображает историю развития самобытной религиозной живописи, историю белорусской иконы от конца XV (образ Матери Божьей Одигитрии со Случчины) до первых десятилетий XIX столетия. Памятники начала XIX века еще сохраняют традиционные черты классической белорусской иконы: резные позолоченные и посеребренные фоны, особенную иконографию сюжетов и образов. Жемчужины в коллекции древнебелорусской иконописи – иконы «Спас Пантократор» из Бытеня и «Божья Матерь Одигитрия» из Дубенца – произведения второй половины XVI века, «Воскресение Христа» середины XVII века из Бездежа, «Рождество Богородицы» 1649 г.

Известно, что белорусские художники XVI–XVIII вв., как правило, не подписывали свои произведения. Тем не менее, в собрании музея есть несколько произведений, по надписям на которых можно узнать имена их авторов – художников XVIII – начала XIX в.: Василия Маркияновича из Слуцка, Фомы Силинича из Могилева.

Основу портретной коллекции составляют портреты бывшего радзивилловского собрания из замка в Несвиже. Дополняют ее и так называемые «сарматские портреты» – портретные изображения белорусской шляхты в традиционных «сарматских» костюмах из разных частных усадебных галерей и Гродненского монастыря бригиток (портреты Кшиштофа и Александры-Марианны Веселовских и их приемной дочери Гризельды Сапеги). В филиале музея «Дом Ваньковичей» постоянно экспонируется часть портретной коллекции древнебелорусского собрания – от произведений XVII в. до усадебных портретов XIX в., где еще сохраняются традиционные для белорусского сарматского портрета черты условности и репрезентативности: фамильные гербы и информативные надписи, условные движения, застылое выражение лица, особенное внимание к изображению костюма.

Большая часть древнебелорусского собрания музея, которая, кроме вышеназванных, включает также коллекцию рукописных и старопечатных книг, была найдена во время экспедиций музея по Беларуси и поступила в музейные фонды в 1970–1990-е гг. в основном из закрытых церквей и костелов. Многие произведения имели значительные повреждения. Они были старательно укреплены реставраторами и сейчас, несмотря даже на фрагментарную сохранность, восхищают гармонией красок и точностью рисунка.

Есть в древнебелорусском собрании памятники, которые поступили в музейные собрания Беларуси еще в 1920-е годы, уцелели во время Великой Отечественной войны, возвращены после нее из-за границы. Во второй половине 1940-х – 1960-е гг. они вернулись в художественный музей, заложив фундамент древнебелорусского музейного собрания.