Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

В. Поленов «Сидящий Христос»

Василию Дмитриевичу Поленову посчастливилось появиться на свет в замечательном семействе: его бабушкой со стороны матери была Вера Николаевна Львова – дочь известного архитектора и литератора 18 века Николая Александровича Львова и Марии Алексеевны Дьяковой. Отец – Дмитрий Васильевич – знаток классического искусства, библиограф и археолог, в молодости в качестве секретаря русского посольства четыре года провел в Греции, занимаясь раскопками. Мать – Мария Алексеевна – писательница, талантливая портретистка, училась у Карла Брюллова. (Детские годы В. Поленова описаны ею в книге «Лето в Царском Селе», иллюстрации к которой она делала сама). Близким семье Поленовых человеком был Ф.В. Чижов – друг Александра Иванова и Николая Васильевича Гоголя. Рассказы Чижова о создаваемой в Риме картине «Явление Христа народу» маленький Поленов жадно впитывал: Иванов стал для него идеалом художника. Духовная атмосфера интеллигентной петербургской семьи способствовала развитию творческих дарований детей: профессиональной художницей стала впоследствии и младшая сестра Василия Дмитриевича Елена.

Серьезно заниматься живописью Поленов начал с 12 лет. Одним из первых его учителей был П.П. Чистяков. В 1866 году Поленов был принят в Императорскую Академию художеств (учился у профессоров П.В. Басина, Ф.А. Бруни, Т.А. Неффа) и одновременно на юридический факультет Петербургского университета. В 1872 году, закончив оба учебных заведения (Академию художеств – на Большую золотую медаль), Поленов отправился в пенсионерскую поездку по Европе: посетил Австрию, Германию, Швейцарию, Италию. Он много работал, искал себя, свою тему. Живя во Франции (с 1873 по 1876 годы), начал писать сразу несколько картин: «Блудный сын», «Демон и Тамара», «Заседание Интернационала».

(В Национальном художественном музее хранятся восемь живописных произведений Поленова. Четыре картины – представлены в постоянной экспозиции – одна из них «Сидящий Христос» 1893-96 гг.).

В 80-е годы художник обратился к теме, волновавшей его со студенческих лет.

Увидев в Петербурге привезенную из Рима картину Александра Иванова «Явление Христа народу», Поленов был потрясен. «…Ему пришла в голову дерзкая мечта явиться продолжателем Иванова и создать Христа…уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа», – рассказывал художник Илья Остроухов. Развитию замысла способствовали события, происходившие в России в конце 19 века.

После убийства народовольцами императора Александра II в марте 1881 года общество переживало глубокий духовный кризис. Ожидание скорой революции сменилось увлечением части интеллигенции христианской этикой, стремлением обратить людей на путь самоусовершенствования. С проповедью «непротивления злу насилием», с призывом к милосердию выступил Лев Николаевич Толстой. Решение морально-этических проблем Толстой искал в Евангелии, полагая, что именно евангельские истины могут помочь нравственному обновлению общества. Поленов всецело разделял взгляды Толстого: под их влиянием была написана картина, положившая начало циклу «Из жизни Христа» – «Христос и грешница» (1887 г., находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга).

«…Трудная задача передо мной – непосильная, – писал Поленов, – но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем…». Художника привлекал «…живой образ Христа, каким он был в действительности…». Христос – учитель, философ, мудрец – был для Поленова прежде всего идеальным человеком, чья жизнь может служить примером для других людей.

Цикл «Из жизни Христа», в который вошли 64 картины, создавался 15 лет.

Чтобы ощутить «живое дыхание» Библии, воочию увидеть страны, где происходили библейские события, Поленов в 1881–82 гг. отправился в Сирию, Египет, Палестину. В 1899 году он совершил еще одно путешествие на Восток: через Константинополь – в Иерусалим, Назарет, Тивериаду.

Тема гармонического слияния человека и природы находит дальнейшее развитие в «Сидящем Христе» (1893–96 гг.) (в экспозиции представлен этюд к картине «Мечты. На горе» 1894 г., находящейся в Саратовском государственном музее им. А.Н. Радищева. Картина «Мечты» цикла «Из жизни Христа» 1890–1900-х гг. неоднократно повторялась художником).

…Пустынный пейзаж, тающие в воздухе очертания далеких холмов. Голубые утренние тени лежат у ног сидящего на каменистой земле Христа. Природа объемлет его своим покоем и тишиной, погружая в состояние мечтательной задумчивости. Мягкий свет и воздух, приглушая краски, словно легким прозрачным покрывалом окутывают фигуру Христа, придавая образу одухотворенность, поэтичность. Написанные свободной широкой кистью детали – рука, держащая посох, плотная ткань темно-коричневого плаща, грубая кожаная обувь – делают изображение убедительно «достоверным». Акцентируя в образе Христа человеческое начало, художник вовлекает зрителя в круг размышлений о глубинном смысле бытия.