Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

С. Зарянко. Портрет Ф.П. Толстого

Сергей Константинович Зарянко связан с Беларусью только рождением в местечке Ляды Могилевской губернии в 1818 году и первыми годами жизни; почти всю жизнь он прожил в Москве и Санкт-Петербурге. Известность он приобрел как портретист.

Зарянко обратился к портретному жанру в то время, когда художественный мир и любители искусства были озабочены конкуренцией нового, механического способа отображения действительности – дагеротипа и фотографии. Изобразительное искусство оказалось перед необходимостью искать «свое» и при этом отстаивать традиционную миметическую (подражательную) функцию, на которую прежде всего и покушался «соперник». Одним из способов этой защиты стал эффект живописного иллюзионизма, подтверждающий способность традиционного искусства создавать образы «более реальные за саму реальность».

Чертами иллюзионизма отмечено во второй четверти – середине XIX века не только творчество Зарянко. Им «переболели» или закончили свое творчество многие портретисты (в том числе и такие, как О. Кипренский и В. Тропинин), но у Зарянко натурализм был возведен в ранг художественного мировосприятия.

В портретах Зарянко особенно поражал эффект «живого» взгляда, которого художник достигал долгим кропотливым выписыванием. «Глаза на портрете г. Зарянко до такой степени поражают своей необыкновенною живостью, что, смотря на них, становится как-то неловко, сам опускаешь глаза, не вынося этого пристального, спокойного взгляда», – писал современник.

Художественные критики в один голос называли портрет Федора Петровича Толстого в числе лучших произведений С. Зарянко. За портрет Ф.П. Толстого в 1850 года художник удостоен почетного звания профессора. Это авторское повторение портрета, оригинал которого находится в Государственном Русском музее.

Портрет Толстого заслуживает высокую оценку, которую ему дали современники. На полотне изображен 67-летний художник, якобы на минутку отложивший свой инструмент скульптора (ручка орудия видна слева внизу).

Ф.П. Толстой – медальер, скульптор, рисовальщик и гравер. Он был профессором медальерного искусства и скульптуры в Петербургской академии искусств и одновременно ее вице-президентом. Больше всего он прославился как автор серии медальонов в память Отечественной войны 1812 года.

Скульптор запахнул небрежно наброшенный на плечи бархатный халат с соболином воротником. Знаменитый художественный критик В.В. Стасов писал: «Настоящим шедевром является портрет Ф. Толстого не только по изумительной передаче бархата и соболя, но и по меткой характеристике всей личности оригинала». Старческая рука с набухшими венами, рука великого художника, труженика, но при том аристократа поддерживает полу. Глубокий мрак фона контрастно оттеняет сильный боковой свет, который выхватывает лицо и руку Толстого. Через тщательно, мастерски написанное лицо Толстого Зарянко передал состояние глубокого раздумья, в которое погружен старик. Толстой словно окидывает вдумчивым взглядом свой большой жизненный и творческий путь. Он понимает, что все позади и многое осталось несделанным, несмотря на успехи и достижения, удачи прошлых лет ...