Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Ф. Рущиц У костела

В конце XIX века во многих белорусских городах появились культурно-просветительские общества, которые по-другому назывались обществами любителей изящных искусств. Их целью стало сближение местных деятелей литературы и искусства, а также распространение образования и искусства среди населения. В развитии художественного образования участие принимали выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств. Например, в Минске преподавал рисунок Ермаков, у которого первые уроки получает Фердинанд Рущиц – яркий пейзажист рубежа веков.

В 1902 году, будучи в зените славы и признания в России, Рущиц внезапно порывает с Петербургом. Уже давно он чувствует свою растущую отчужденность в среде питерской аристократической элиты и часто задумывается о своем месте в жизни как художника. В своем дневнике он напишет: «Я испытал себя, я долго взирал критическим взглядом на то, что было наше, и наконец полюбил наше прошлое, наше отечество. Я ощутил себя его сыном и испытываю по отношению к нему чувство долга». И уже в следующем году он вернулся на родину. После работы в Варшаве он становится первым деканом факультета искусств во вновь открытом Виленском университете и работает там с 1919 по 1932 год.

Основой творческого вдохновения для художника была его родная земля – имение Богданово и его окрестности. На пейзаже «У костела» 1899 года как раз запечатлены костел и звонница в деревне Богданово, принадлежавшей Рущицам. К этому мотиву художник обращался не раз. Работа завершает ранний период в творчестве Рущица. Здесь уже чувствуется его тяготение к монументальности: художник дает низкий горизонт и низкую точку зрения, и получается, что наш взгляд направлен снизу вверх – это дает монументальность. Пространство в картине сознательно построено так, чтобы наш взгляд не мог сосредоточиться на действии перед костелом. Зажатые между звонницей и костелом, не выпущенные в пространство за костельным двором, мы ищем точку покоя, и находим его в небе. Композиция и цветовое решение картины решены так, чтобы доминантой пейзажа стало ярко-синее весеннее небо, по которому плывут низкие белые кучевые облака. Именно они задают ритм и движение пейзажу, становятся акцентом, местом притяжения. Экспрессивная манера живописи, трактовка мотива облаков, по духу и по манере приближают этот пейзаж к экспрессионистическому направлению в живописи.

Юлия Лисай