Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

М. Врубель “Гензель и Гретель”

В истории русской культуры “рубеж веков” – понятие уже устоявшееся. Но, чтобы одним махом назвать время – нужно Имя, при произношении которого в памяти оживала бы вереница пластических образов, и Время узнавало бы в них себя. К счастью, такое имя есть – Михаил Александрович Врубель – многими признающийся главной фигурой в русском искусстве рубежа веков.

В творческом наследии М.А. Врубеля нет работ незначимых. Многослойность его образного мышления позволяла художнику каждое произведение представить как квинтэссенцию не только своих личностных, но и эпохальных откровений. Поэтому в музейном собрании любого порядка каждое творение мастера воспринимается как бесценная жемчужина “серебряного века”.

Национальный художественный музей Республики Беларусь обладает семью такими “жемчужинами” – своеобразной мини-коллекцией, хранящей память о самом счастливом периоде в жизни художника – 90-х годах XIX века.

В работе 1896 года – “Гензель и Гретель” на фоне театральных декораций Врубель изобразил оперных певиц Татьяну Любатович (она слева) и Надежду Забелу, свою будущую жену, в ролях Гензеля и Гретель в одноименной опере Э.Гумпердинка по мотивам сказки братьев Гримм.

Сложившийся в России на рубеже веков тандем живописи и театра во многом определил своеобразие и тонкое очарование “серебряного века” русской культуры. Музыкальная певучесть, надземная аллегоричность и театральная экспрессивность – живопись Михаила Врубеля стояла у истоков этого удивительного плодотворного сочетания.

После своего переезда из Киева в Москву в 1889 году Врубель часто выступал в качестве театрального художника в Русской частной опере, организованной крупным промышленником и меценатом С. Мамонтовым. В 1895 году театр Мамонтова выехал на гастроли в Петербург, где планировалась премьера оперы Э.Гумпердинка “Гензель и Гретель”. Писавший декорации К.А. Коровин неожиданно заболел, и из Москвы был срочно вызван Врубель… Именно со спектаклем “Гензель и Гретель” окажется связанна романтическая история любви художника и замысел, пожалуй, самой светлой в его творчестве картины.

На роли детей в спектакле были приглашены две молодые певицы. Партию Гензеля исполняла меццо-сопрано Татьяна Спиридоновна Любатович, а роль отважной и неунывающей Гретель – Надежда Ивановна Забела – обладательница редчайшего лирико-колоратурного сопрано. Эту талантливую певицу Врубель впервые увидел на репетиции в конце 1895 года и, влюбившись в нее с первого взгляда, почти тут же сделал предложение. Надежда Забела игриво обещала, что ответит согласием только после того, как художник напишет ее портрет. Так спонтанно и возник замысел картины.

Для мастера эта работа оказалась первой пробой в жанре “театрализованного” портрета. Желая запечатлеть актрис в роли, художник изображает их в театральных костюмах и гриме, на фоне декораций изображающих Пряничный домик. Мерцающие волшебными красками декорации создают необходимый эмоциональный подтекст в портрете, оттеняя жизнерадостную сущность юных героев сказки. В круглолицей Татьяне Любатович мы легко угадываем неповоротливого тугодума Гензеля, всегда надеющегося на свою сестру – находчивую, веселую и быструю, как ласточка, Гретель. Врубель подчеркивает характер персонажей пластикой их рук – слегка тяжеловатой в движениях “мальчугана” и по-девичьи грациозной, кокетливой в “исполнении” хрупкой Надежды Забела.

“Гензель и Гретель” – единственный двойной портрет в творческом наследии Михаила Врубеля. Его главная неповторимость кроится в настроении. Следуя за сюжетной фабулой, а еще более за своим личным чувством, художник создает не обычное для своей манеры камерное произведение, пронизанное атмосферой душевного тепла, мягкости и лиризма. Улыбающиеся лица девушек, такие привлекательные в своей душевной открытости, словно символизируют долгожданную, отрадную паузу, ненадолго наступившую в мучительных искания вечно мятущегося художника.

Работая над портретом, Врубель не скрывает своего особого отношения к одной из героинь. Он отводит образу Надежды Забелы ведущую роль в сюжетном и композиционном построении портрета, приковывает внимание зрителя к смеющемуся взгляду ее чудесных глаз. Очарованный музыкальностью и артистизмом своей избранницы, влюбленный художник со свойственной ему темпераментностью стремится передать эти качества ее натуры сложным ритмом красочных мазков.

Надо полагать, работа понравилась певице, 28 июля 1896 года в Женеве состоялась свадьба Надежды Забела и Михаила Врубеля, а работа “Гензель и Гретель” стала первой в череде многочисленных портретов Н. Забелы-Врубель, созданных ее мужем.