Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

И. Машков. Натюрморт с дынями и тыквами

В 1910 году в Москве с большим скандалом прошла первая выставка молодых художников, объединившихся в творческое содружество под названием «Бубновый валет». На ней показали свои картины Александр Куприн, Петр Кончаловский, Василий Рождественский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Вернисаж вызвал возмущение публики и художественной критики, которая отозвалась об увиденном так: «…это какой-то кошмар, сплошной горячечный бред, галлюцинация безумных…Участники выставки все прекрасное, ради чего стоит и нужно жить, решили повергнуть во прах, затоптать и оплевать слюной злобы и отчаяния перед своим бессилием познать истинную красоту. Они пренебрегли всеми законами творчества…яркие краски и уродование лиц, фигур, пейзажей! Убожество и глумление!»

Но прежде всего художники «Бубнового валета» хотели вернуть живописи присущие только ей свойства – цвет, линию, пластику форм и объемов, придать ей новое звучание. «…У «Бубновых валетов» много действительной талантливости и «веселого ремесла», а – главное, молодости.

Наиболее живописец из всех, пожалуй, Илья Машков. Ему ближе всех знакомы масляные краски и они ему повинуются…– писал дружелюбно настроенный поэт Максимилиан Волошин.

Илья Иванович Машков родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону Саратовской губернии. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900-1909гг) у Константина Коровина, Валентина Серова, Аполинария Васнецова. Посетил Австрию, Германию, Францию, Англию, Италию, Испанию, Турцию, Грецию, Египет. С 1918 года – профессор.

Преподавал в собственной студии (1902–1917), Государственных свободных художественных мастерских – Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (1918–1930). Жил и работал в Москве. Был одним из организаторов объединения «Бубновый валет».

Сегодня в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь находится 10 произведений Ильи Ивановича. Приобретенные на протяжении второй половины 1940-х – 1970-х годов у семьи художника и частных коллекционеров, они являются гордостью коллекции русской живописи.

Интерес к предмету, его форме, массе, цвету, сделал ведущим жанром в творчестве художников «Бубнового валета» натюрморт. Огромное воздействие на них оказали картины французского художника Поля Сезанна. Художники «Бубнового валета» по-своему переосмысливали его достижения. Натюрморты Машкова отличает страстная влюбленность в натуру, жажда раскрыть все ее «секреты», постичь законы «внутренней жизни» предметов.

Одно из лучших произведений Ильи Машкова в собрании музея – «Натюрморт с дынями и тыквами» 1914–1915 гг. Художник увлечен самим актом «творения» картины. В этом также проявляется влияние Сезанна, который «одним из первых…увидел в краске не только ее цветовую функцию и красящее свойство, но ощутил эмоции, возникающие от восприятия самого вещества, теста краски, фактуры».

На фоне лежащей красивыми складками сине-зеленой драпировки разложены и расставлены фарфоровые и стеклянные вазы с яблоками и сливами, тыквы, арбуз, цветы в глиняных горшках. Интенсивным, насыщенным цветом художник выявляет «конструкцию» каждого предмета. Его восхищает многообразие форм, их первозданная мощь, пластическое совершенство, выразительность линий. Натюрморт написан с таким могучим живописным темпераментом, что возникает ощущение, будто перед нами цветы и плоды первых дней творения, как бы «первообразы» вещей. Картина воспринимается как торжественный гимн великим творческим силам Природы.