Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Г. Семирадский «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу»

Вокруг полотен Семирадского с момента их появления шла яростная полемика, отражавшая борьбу двух направлений в искусстве тех лет – академического и демократического. Для многих живописцев Академия художеств оставалась твердыней классицизма, прекрасной школой профессионального мастерства, опирающейся на традиции классического искусства. Возвышенность чувств, красота формы, изящество линий были для них важнее «тьмы низких истин» действительности.

Родился Генрих Ипполитович Семирадский в 1843 году под Харьковом в семье выходцев из Царства Польского. Дома говорили по-польски, читали польских писателей, детей воспитывали в традициях католической религии. Закончив гимназию, где рисование преподавал ученик К.П.Брюллова Д.И.Безперчий, Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет и получил звание кандидата. В 1864 году он отправился в Петербург, чтобы стать учеником Императорской Академии художеств. Поскольку Семирадскому уже исполнился 21 год, а в ученики принимали до 20 лет, его зачислили только как вольнослушателя, но он учился так хорошо, что в 1866 году был принят уже в число учеников. Выполнив программу на Малую золотую медаль, Семирадский получил право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, и в ноябре 1870 года представил на экзамен картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу». Это большое полотно (245х346,5) находится в Национальном художественном музее.

Легенда, легшая в основу картины, рассказывает о том, как тяжело заболевшего в одном из походов Александра лечил врач Филипп, который был не только врачом, но и близким другом полководца. Враги Филиппа, завидовавшие ему, написали донос, в котором обвинили его в намерении отравить Александра: в чаше с лекарством ему якобы будет подан яд. Македонский прочел донос и, когда врач принес ему лекарство, выпил его, а донос отдал Филиппу с просьбой прочесть при нем. На картине изображен самый напряженный момент легенды.

…В комнате, увешанной коврами, на постели, покрытой тигровой шкурой, с чашей в руке лежит величайший полководец древности Александр Македонский. Поток солнечного света мягко освещает его похудевшее за время болезни лицо, сильную обнаженную грудь. Внимательный взгляд Александра не отрывается от лица стоящего перед ним врача, читающего донос на самого себя. В глазах Александра таится скорее любопытство, чем подозрительность, он не верит в виновность Филиппа. Александр Македонский в трактовке Семирадского – идеальный классицистический герой, прекрасный нравственно и физически. В его образе воплощена идея чистоты и благородства человеческих отношений, перед которыми бессильны любые наветы. Сложная композиция выстроена по строгим академическим канонам, очень тщательно выписаны лежащие на кресле и столе доспехи Александра, щит, шлем, меч в богатых ножнах, украшенных драгоценными камнями, алый плащ, другие предметы интерьера. Все то, что позднее будет восхищать зрителей в картинах Семирадского –увлекательность сюжета, артистизм исполнения, – уже есть в этой работе, подводящей итог годам ученичества.

За картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» Семирадский получил Большую золотую медаль, дававшую ему право на 6-летнюю пенсионерскую поездку за границу. Побывав в Германии и Италии, Семирадский обосновался в Риме.

Живопись Генриха Ипполитовича Семирадского всегда была обращена к романтической стороне человеческой натуры. Художник верил в то, что искусство должно воспитывать вкус, развивать воображение, утолять жажду необычайного, невозможного в обыденной жизни. Семирадский возвращается, и это говорит о том, что потребность человеческой души в красоте и гармонии неистребима.