Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

А. Дзанки РАЗОБЛАЧЕНИЕ ОДИССЕЯ

Антонио Дзанки. 1631–1722. Италия, венецианская школа. Разоблачение Одиссея. Холст, масло. 133х171,5

В собрании музея есть работы так называемых караваджистов – последователей великого итальянского художника Микеланджело Мерези да Караваджо, в творчестве которого главным становится человек, обуреваемый земными страстями, полный внутреннего драматизма.

Наиболее яркий пример – картина венецианского художника Антонио Дзанки «Разоблачение Одиссея», написанная на сюжет мифологического предания, рассказывающего о греческом царе острова Итака Одиссее.

Одиссей хотел уклониться от участия в Троянской войне, не желая покидать свой дом и только что родившегося сына Телемаха. Он притворился сумасшедшим: в присутствии греческих вождей, приехавших призвать его на войну, стал пахать поле и засевать его солью. Разгадавший эту хитрость Паламед положил в борозду перед плугом маленького Телемаха. Одиссею пришлось остановиться, признаться в обмане и уехать на долгие годы на войну.

Художник использует характерные для караваджизма стилистические приемы: резкий контраст глубокой черной тени и яркого светового потока, направленного снизу и как бы выхватывающего из темноты лица (так называемый эффект «погребного освещения»), усиливающий драматическую напряженность происходящего; взятые крупным планом фигуры, вплотную приближенные к зрителю и написанные со всей пластичностью, материальностью. Следует отметить и свойственный караваджизму бытовизированный характер образов – персонажей мифологического предания, специфическую «мужиковатость» типажей.

Светлана Прокопьева