Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Выставка «Сцены охоты» из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь

С 13 ноября 2019 года в филиале Национального художественного музея Республики Беларусь «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины 19 века» начнет работу выставка «Сцены охоты» из фондов художественного музея в рамках проекта «Наши коллекции».

Охота – одно из древнейших занятий людей – постепенно перестала быть жизненной необходимостью и превратилась в ритуал, демонстрирующий силу и власть, а также в любимое развлечение аристократии. С незапамятных времен охота запечатлевалась художниками на стенах пещер, в античных мозаиках, на страницах средневековых манускриптов, на фресках, а позже в живописи и скульптуре. В живописи были распространены не только изображения самих сцен охоты, но также и темы, косвенно связанные с охотой; в натюрморты включались охотничьи трофеи, изображались животные, на которых любили охотиться, и породистые собаки, писались многочисленные портреты охотников.

Западноевропейское искусство раньше, нежели русское, обратилось к данной тематике. На выставке представлено всего несколько произведений западноевропейского искусства – это «Сборы на охоту» голландского художника XVII века Филипса Ваувермана (1619–1668), прославившегося сценами охоты и портретами всадников. «Охота на вепря» неизвестного, возможно, немецкого художника изображает напряженный финальный момент псовой охоты на дикого кабана. Польский художник Юлиан Фалат (1853–1929), можно сказать, сделал себе имя, благодаря участию в радзивилловской охоте в Несвиже в 1886 году, художником-документалистом которой он был («Охотники на реке с убитым лосем», «Портрет егеря»). В XIX веке охота стала неотъемлемой частью европейской усадебной культуры: она скрашивала монотонное течение деревенской жизни, являясь попыткой возврата к «изначальной» природе от быстро изменяющейся жизни стремительного XIX века.

В русском искусстве охотничья тема утвердилась только к XIX веку, и большинство произведений выставки связаны именно с русской школой живописи. В разных видах искусства (живопись, скульптура и графика) возникает всевозможное разнообразие охотничьих жанров и тем. Особенно много трудились в этом жанре представители академического направления живописцы Николай Сверчков (1817–1898), Петр Соколов (1821–1899) и Алексей Кившенко (1851–1895), представившие удивительно правдивые, прочувствованные и превосходно написанные картины. На рубеже XIX–XX веков художники Сергей Васильковский (1854–1917), Иван Похитонов (1850–1823), Витольд Бялыницкий-Бируля (1872–1957) обращаются не столько к драматичным сценам поимки зверя, сколько к моментам единения человека и природы. В их картинах на первый план выходит созерцание природы и ее состояний (преобладание пейзажа), а охота становится только поводом, почти стаффажем, оживляющим пейзажный жанр. Совершенно отдельный раздел составляют картины художников-анималистов и любителей охоты Леонарда Туржанского (1875–1946) и Алексея Степанова (1858–1923), изображающих лесных зверей.