Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

"Эпоха романтиков. Ванькович и его время": виртуальная выставка к 220-летию со дня рождения художника

В начале XIX века среди позднего классицизма, сентиментализма, натурализма и молодого реализма своё развитие берет новое художественное направление – романтизм. Развиваясь во многих странах, романтизм приобретал яркую национальную окраску, обусловленную конкретными историческими условиями и культурными традициями. Романтики открыто провозглашали торжество индивидуального вкуса, свободу творчества и выражение национального «духа». Переходная эпоха, когда шло последовательное наступление нового века, становилась источником разнообразия романтизма. Только такая творчески плодовитая эпоха могла породить и художественное явление, богатое оттенками, внутренними переходами, местными особенностями. Однако в каждой из стран романтизм раскрывался по-разному.

Англия стала знаменита пейзажной живописью и свободолюбивыми настроениями Байрона. Франция – школой историков, литераторов и драматургов, картинами исторического сюжета. Германия – философией, обработкой национального фольклора, музыкой. Для Соединенных Штатов Америки романтизм был первым крупным движением в литературе и изобразительном искусстве. В Российской империи, в составе которой находились современные белорусские земли, романтизм с наибольшей силой выразился в живописном портрете, поэзии и даже в политике, если иметь в виду романтизм декабризма.

В Российской империи из трех ведущих жанров начала XIX века – портрета, пейзажа и исторической композиции – романтические идеалы утвердились прежде всего в портрете. Пожалуй, только поэзия могла соревноваться с портретной живописью. Отсюда и перекличка портретных и литературных образов, и дружба поэтов и художников. Это подтверждается и тесной дружбой поэта Адама Мицкевича и художника Валентия Ваньковича, кисти которого принадлежит знаменитый портрет поэта «Адам Мицкевич на горе Аю-Даг».

Приоритетное развитие портрета в романтизме первой половины XIX века было связано с тем повышенным интересом, который испытывали художники к отдельной человеческой личности, к непосредственному ее изображению вне каких-либо рамок. Романтики воспевали человека сильного, полного мечтаний о свободе, независимого. Свои свободолюбивые идеалы они переносили на восприятие конкретной личности. В свете романтического идеала формируется концепция человека, который живет надеждами на великие свершения, мечтами о будущем, где раскроются его духовно-интеллектуальные возможности.

Большей частью романтик-портретист брался за исполнение изображения тех людей, которые ему были чем-то симпатичны. Художник был невероятно разборчив в выборе моделей. Портрет становился памятью об определенном человеке, помогал сохранить для потомства его черты. А. С. Пушкин о портрете работы О.А. Кипренского писал: «Ты вновь создал, волшебник милый, меня, питомца чистых муз – и я смеялся над могилой, ушед навек от смертных уз».

К 220-летию со дня рождения Валентия Ваньковича – белорусского художника-романтика – подготовлена выставка работ современников мастера из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь, в которой отражены романтические искания того времени.

Захаров Петр Захарович.

Портрет Ф. И. Ладыженского. 1838. Холст, масло

Петр Захаров-Чеченец – чеченец по национальности – был найден в младенчестве русскими солдатами во время Кавказской войны в чеченском ауле Дады-Юрт. Ребенка отдали на выхаживание казаку Захару Недоносову. Имя этого человека и послужило основой для фамилии мальчика-чеченца – его нарекли Петром Захаровым.

В 1836 году Петр Захаров окончил Академию художеств, получил аттестат, право почетного потомственного гражданина и звание свободного художника. Еще в период учебы в Академии «художник из чеченцев» начал писать портреты своих современников: историка Грановского, хирурга Иноземцева, писателя Муравьева. Мастерство портретиста Захарова росло с каждой новой работой – он стал известным портретистом в Москве и Петербурге.

Исключением не стал и портрет Ф.И. Ладыженского (по предположению искусствоведа Н. Ш. Шабаньянца – воспитателя художника). В его правой руке можно увидеть чубук – курительную трубку, пришедшую к нам с востока. Как правило, её изготавливали из черешневого дерева либо дерева вишни для придания трубке особого аромата. По размеру чубук мог быть коротким, также в длину мог достигать человеческого роста.

Горецкий Фаддей Антонович.

Вход в базилику св. Петра. 1854. Холст, масло

Фаддей Антонович Горецкий (пол. Tadeusz Gorecki) – художник, академик исторической живописи, сын польского поэта Антония Горецкого, был женат на дочери Адама Мицкевича Марии. В юные годы художник учился живописи у Винцента Дмоховского, также, возможно, у своего двоюродного брата Валентия Ваньковича. В 1841 году поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился под руководством Карла Брюллова. Фаддей Горецкий – в первую очередь художник-портретист, прекрасный копиист – создал также ряд живописных исторических, жанровых полотен и картин на сакральные темы.

Тропинин Василий Андреевич.

Портрет мальчика в кресле. Холст, масло

Родился художник 30 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии, принадлежавшем графу А. С. Миниху, в семье крепостного Андрея Ивановича. Затем это село и сам В. Тропинин стали собственностью графа А. Моркова. Выдающиеся способности Тропинина, проявленные ещё в детстве, побудили Моркова определить юношу в 1798 году в Академию художеств в Петербурге, где его учителем был известный портретист С. С. Щукин. Тропинин прекрасно усвоил наследие русских портретистов XVIII в., но при этом сумел выработать неповторимую живописную манеру. С большой теплотой и любовью он раскрывает внутренний мир изображаемых им людей. Живописец несколько раз добивался звания члена Академии художеств, но получил его лишь в 1824 г. за портрет медальера Леберехта, отличающийся гармоничностью и законченностью исполнения. Всего Тропинин оставил более 3 тысяч работ, оказав значительное влияние на портретную живопись московской школы.

Витковский Алексей Васильевич.

Портрет девочки. 1841. Бумага, акварель, лак

Художник-живописец, портретист, акварелист родился в 1813 году. В начале 1840-х годов учился в Московском художественном классе. В 1846 году получил от Императорской Академии художеств звание свободного художника по живописи акварельной. С 1847 года работал в Париже в ателье французского живописца О. Верне (Э.-Ж.-О. Верне), сначала его учеником, а потом – помощником. Выставлялся в Академии художеств в 1842, 1862–1863 годах.

Ясевич Казимир Антонович.

Портрет семьи Лазаревых. 1849. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш

Жил художник в Петербурге. Работал как портретист, создавал церковные образа; занимался реставрацией живописи. В 1840-х годах по поручению Императорской Академии художеств и судебного ведомства выполнял оценку произведений искусства, отсылаемых для продажи за долги. В 1849 году за «Портрет генерал-адъютанта графа Остен-Сакена» и «многолетние труды на художественном поприще» признан «назначенным» в академики.

В 1859 году удостоен звания академика. С 1861 года работал в Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств. Состоял учителем рисования во 2-й и 3-й петербургских гимназиях.

Орловский Александр Осипович.

Автопортрет. 1820. Бумага, литография

Александр Осипович Орловский – яркий представитель романтизма в живописи, автор акварелей, рисунков, литографий и картин, отмеченных темпераментом и свободой исполнения. Он один из основоположников жанровой живописи, шаржа и политической карикатуры. Его работы, несмотря на некоторые технические недостатки, отличаются жизненностью и живостью колорита. Орловский – талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик – умел схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадал при этом зачастую в утрировку. В 1816 году художник одним из первых в России обратился к технике литографии и выполнил ряд отдельных листов и серий альбомов, получивших широкое признание у современников («Тетради на тему русского народного быта» и др.).

Лучанинов Иван Васильевич.

Возвращение ратника из ополчения в своё семейство. 1815. Холст, масло

Развитие романтизма в живописи проходило в конфликте с классицизмом. Даже в самый расцвет романтического духа старая школа придерживалась канонов классицизма, его застывших форм. Черты классицизма отмечаются в картине Лучанинова «Возвращение ратника в своё семейство», которую он написал в качестве пенсионерской работы.

Воробьёв Максим Никифорович.

Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью. 1834–1835. Холст, масло

В России главной темой романтизма стал портрет, с него и началось творчество художников-романтиков 1800-х годов. Пейзажная тема в эпоху романтизма была на втором плане. Пик развития пейзажа пришелся на 1820-е годы. Одним из художников, внесших вклад в развитие пейзажа в эпоху романтизма, был Максим Воробьев. Он стоял в авангарде тех, кто уходил от пейзажных традиций XVIII века. Одна из тем пейзажей Воробьева – ночь, которая становилась приобщением мира реального к миру высшему, таинственному, давала ощущение интимности и трагичности. Русская природа полюбилась художнику за ее разнообразие.

Максим Никифорович Воробьев был наставником целого поколения русских пейзажистов: Ивана Айвазовского, Михаила Лебедева, Льва Лагорио и др. А также стал первым учителем своего сына Сократа Воробьева.

Воробьев Сократ Максимович.

Вид вблизи Палермо. 1845. Дерево, масло

Сократ Воробьев – ученик Максима Никифоровича Воробьева, своего отца. В 1833 году поступает в Академию художеств. Успешно завершив обучение, в 1839 году в звании художника XIV класса направляется на обучение за границу по пенсионерской программе. 

В 1845–1846 годах император Николай I вместе со своей семьей путешествовал по Италии. Находясь в резиденции в Палермо, император пригласил художника к себе. Там Сократ Воробьев создал альбом картин с видами Италии.