Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Иконографическая атрибуция акварельного портрета П.А. Федотова

Резник Т.А. Иконографическая атрибуция акварельного портрета П.А. Федотова

 

Коллекция русского рисунка и акварели в Национальном художественном музее Республики Беларусь невелика по объему и неоднородна по качественному составу, собирали ее не так целенаправленно, как коллекцию живописи. Тем не менее, в ее составе есть ряд первоклассных произведений известных русских художников ХІХ–ХХ вв. В их числе и два акварельных портрета работы П.А. Федотова – «Портрет А.К. Шепетковского», 1843 и «Женский портрет», 1837.

«Женский портрет» (бумага на картоне, акварель, белила. 27,9х21. Справа вдоль рукава карандашом: П. Федотов; слева вдоль рукава карандашом: 13 Декабрь 1837 – Москва; на обороте цветным карандашом неразборчивая надпись. Инв. № РГ-637). Приобретен в 1948 г. у К.Ф. Арнинга. Москва.

Как отмечает Д.В. Сарабьянов в монографии1 1985 г. «… искусство Федотова начинается с графики – рисунка и акварели… Портреты художник рисовал обычно акварелью. Акварельный портрет был той сферой, где можно было наиболее свободно воспользоваться широко распространенной традицией, опытом современников. …Именно в этом жанре изобразительного искусства дилетантский уровень приближался к профессиональному. И именно в акварельном портрете Федотов поднимается выше, чем в рисунках. Ряд работ 1836–1837 гг. свидетельствуют о том, что художник довольно легко усвоил основные приемы жанра, научился рисовать портрет мастеровито, свободно …». 

В 1837 г. за акварельный эскиз «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка Великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» (ГРМ) Федотов получил право на отпуск и поездку к родным в Москву с 20 августа по 20 декабря.

В эти месяцы в Москве Федотов много рисовал, писал акварельные портреты, в основном, членов своей семьи, родственников, близких знакомых.

«Женский портрет» 1837 г., принадлежащий нашему собранию, приобретенный как «Портрет матери», полностью попадает в стилистику акварелей, исполненных художником во время пребывания в Москве, и близок по композиции портретам 1837 г. из собрания ГТГ: портрету М.Е. Колесниковой, двоюродной сестры художника, и портрету ее мужа, А.И. Колесникова. Для этих портретов характерна плотность акварельного мазка, поясное изображение модели, оттененное легким фоном вокруг головы и корпуса; портретируемый представлен в трехчетвертном повороте, лицо написано с «миниатюрной тонкостью», почти анфас.

Было очевидно, что искать изображенную на акварели персону следовало среди родных и московских знакомых Федотова. Известно, что мать П.А. Федотова, Наталья Алексеевна, умерла в 1827 г.2 В наследии художника нет портретов конкретных лиц, написанных по памяти, следовательно, на портрете 1837 г. не может быть изображена Н.А. Федотова. Видимо поэтому в 1968 г. при переинвентаризации коллекции акварель получила нейтральное название «Женский портрет».

Почти все акварели, исполненные Федотовым в 1837 г. в Москве («Прогулка», «Портрет отца», «Портрет А.И. Колесникова» и др.), помимо подписи художника, имеют подробную дату – год, месяц, часто число и  указание на место создания – Москва. На портрете из нашего собрания аналогичная подпись, надпись и дата: «ПФедотов 13 Декабрь 1837 – Москва».

Одно из наиболее известных произведений, исполненных в Москве в 1837 г. – акварель «Прогулка» (ГТГ), по существу, семейный портрет с отцом и сводной сестрой, Анной Ивановной Калашниковой.

До 1952 г. считалось, что в «Прогулке» Федотов изображен с родителями3. В 1952 г. при подготовке выставки к столетию со дня смерти П.А. Федотова Э.Н. Ацаркина атрибутировала «Прогулку» как «Групповой портрет П.А. Федотова, А.И. Федотова, отца художника, и А.И. Калашниковой, сводной сестры художника»4.

Сходство дамы на нашем портрете с А.И. Калашниковой, изображенной в акварели «Прогулка», не вызывает сомнений. Те же характерные черты лица: близко посаженные небольшие темные глаза, удлиненный нос, линия рта, форма подбородка. Современники художника (А.В. Дружинин) подчеркивали «разительнейшее сходство», свойственное портретам, исполненным Федотовым. Таким образом, учитывая все вышесказанное, мы имеем основание утверждать, что на принадлежащем НХМ РБ портрете изображена сестра П.А. Федотова – Анна Ивановна Калашникова (1802 – после 1856).

 

1. Д.В. Сарабьянов. Павел Андреевич Федотов. – Л., 1985. – С. 20.

2. Э.Н. Ацаркина. «П. Федотов и его родные в Москве (Материалы для биографии)» / Сообщения Института истории искусств 3.М., 1953. – С. 97.

3. Павел Андреевич Федотов. 1815–1852. Каталог выставки. ГРМ / Автор вступ. статьи Я. Лещинский. – Л., 1941. – № 18 – «П.А. Федотов с родителями»; Я.Д. Лещинский. «П.А. Федотов». – Л.-М., 1946 («Портрет художника с родными»); Э.Н. Ацаркина. «П. Федотов». – М., 1949 (с. 9 «…таков портрет Федотова с родителями, сделанный акварелью в 1837 году во время отпуска»); Перечень картин и рисунков собрания И.Е. Цветкова. – М., 1904. – С. 32 и Перечень художественных произведений Цветковской галереи. – М., 1915. – С. 32 («Выход П.А. Федотова со своими родителями из І Московского Кадетского корпуса по окончании там курса»). 

4. «К столетию со дня смерти П.А. Федотова. Каталог выставки» / Автор вступ. статьи и составитель Э.Н. Ацаркина. – М., 1952. – С. 56.

публикуется по материалам научно-информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 8.  Мн., "Белпринт", 2010, стр. 177–180.

При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА