Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.О. БЕМБЕЛЯ В НХМ РБ. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАСТЕРА

ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ  А.О. БЕМБЕЛЯ В НХМ РБ.

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАСТЕРА

  30 октября этого года исполняется 100 лет  со дня рождения народного художника БССР, Лауреата Государственной премии БССР Андрея Онуфриевича  Бембеля, одного из наиболее значительных мастеров белорусской скульптуры XX в.

  В собрании нашего музея насчитывается 25 его произведений, созданных в разные годы – с 1943 по 1980. К тому времени, когда в музей поступили первые скульптуры Бембеля, он был уже зрелым, сложившимся мастером.

Художник родился в городе Велиже бывшей Витебской губернии. Учился в Велижской народной художественной  школе (1919 – 1922) у М.А. Керзина, М.Г. Энде, Витебском художественном техникуме у М.А. Керзина, затем во ВХУТЕИНе  – Институте пролетарского искусства (1927 – 1931) у  Р.Р. Баха, В.В. Лишева, М.Г. Манизера.

 После возвращения в Беларусь в 1930-е гг. он  много и успешно работал, участвовал в выставках.

 В 1932 г. по проекту архитектора  И.Г. Лангбарда в  Минске началось строительство Дома Правительства БССР. В проекте важная роль отводилась скульптуре. Вместе с другими скульпторами Бембель  участвовал в конкурсе, и его  эскизы барельефов для Дома Правительства были признаны лучшими.

Кроме того, в 1930-е гг. Бембель работал над оформлением зала Президиума Верховного Совета БССР, зрительного зала Дома Красной Армии, исполнил барельефы для павильона Беларуси на Всесоюзной  сельскохозяйственной  выставке в Москве, а также портретные медальоны для театра оперы и балета в Минске.

В 1938 г. скульптор был удостоен звания Заслуженный деятель искусств БССР.

В годы  войны, после окончания краткосрочной  военно-инженерной школы Бембель служил в инженерных войсках, а в начале 1943 г. вместе с другими художниками был отозван в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. К 1943 г. относится создание образа Николая Гастелло. Работа экспонировалась  в Москве на выставке, посвящённой 25- летию  БССР, а затем  в 1944 г.  поступила в фонды Картинной галереи БССР (так тогда назывался наш музей). Это первое произведение скульптора в собрании музея.

Композиция была выполнена в гипсе, а в 1948 г. по заказу Картинной  галереи была отлита в бронзе на  Мытищинском заводе  художественного литья. Гипсовая модель передана в Историко-археологический музей в Гродно.

В монографии Марины Орловой 1958 г., посвящённой творчеству скульптора, сказано, что  это произведение является “в белорусской скульптуре одним из самых волнующих и оригинальных”1. Наверное, такая оценка справедлива и сегодня. М. Орлова также отмечает, что “скульптура увековечивает в нём не столько черты Гастелло, сколько подвиг, деяние героя”2. Поэтому определение этой скульптуры как портрета (а именно так она значится в музейных документах и каталоге “Беларуская савецкая скульптура са збораў Дзяржаўнага мастацкага музея БССР”, Мінск, 1978), думается, не совсем  верно. На основе конкретного образа здесь показан герой в момент совершения подвига. На мой взгляд, правильнее о произведениях  Андрея Бембеля говорится в  справочнике “Художники Советской Белоруссии” за 1976 г.: “Среди станковых  произведений Бембеля – композиции  “Герой Советского Союза Н.Ф. Гастелло”, “За Советскую Родину”, … выполнил портреты: Героев Советского Союза А. Матросов, Д.Т. Гуляева…”3.

Эта работа Бембеля даёт представление об особенностях творчества скульптора. Композиционное построение отличается своеобразием, желанием найти решение, созвучное характеру образа. Динамичный, экспрессивный силуэт с заострёнными углами создаёт ощущение стремительного движения вниз, а жест поднятой правой руки словно управляет движением и придаёт ему целеустремлённость. Наряду с желанием создать  образ правдивый, жизненно-убедительный, чувствуется, с каким вниманием  автор подошёл к вопросу  формы и создал произведение во многом новаторское. Недаром один из его учителей Матвей Генрихович Манизер про эту работу сказал так: “Формалист, но молодец!”

В 1948 г. в Картинную галерею поступили ещё два произведения  Бембеля на военную тему. Это портрет Героя Советского Союза Александра Матросова и группа “За Советскую Родину”. Портрет Александра Матросова создан в гипсе в 1948 г. и в 1961 г. передан  Пинскому  музею, а для нашего музея был сделан бронзовый отлив. Этот бюст даёт представление о мастерстве Бембеля-портретиста. В монографии Бориса Крепака4 излагается история создания этого произведения. Скульптор никогда не встречался с Матросовым, у него имелась лишь фотография с комсомольского билета героя. Когда делали бронзовый отлив в мастерских Академии художеств СССР, то портрет увидел работавший там инженером-технологом товарищ Матросова по детскому дому Владимир Кикуль. Он воскликнул: “Да это же Сашка!” Бембель выслал фотографию своей работы бывшей воспитательнице детского дома, и она подтвердила сходство не только  внешнее, но и характера.

Наряду с  конкретностью в произведении присутствует определённая обобщённость  и героизация образа. В выражении лица молодого человека – порывистость, готовность к подвигу, подчёркнутая динамичным силуэтом с поднятым вверх левым плечом.   А относительная компактность композиции, основание с надписью и изображением  Звезды Героя Советского Союза придают мемориальные черты.

Скульптурная группа “За Советскую Родину” исполнена в гипсе. Здесь созданы достоверные образы героев – партизан в напряжённый момент битвы: один из них ранен, второй готовится отразить атаку врага. Сами образы трактованы традиционно – в них есть жизненная убедительность, присутствует элемент повествования. Необычность композиции придаёт постамент в форме круга – движение разворачивается по кругу, нет единой точки зрения, с которой видны были бы две фигуры сразу, и это можно отметить как недостаток данной работы. В то же время такое необычное решение говорит о желании автора идти непроторённым путём, искать новые выразительные средства, как и в скульптуре “Николай Гастелло”.

В 1950-е гг. Бембель работал над монументальными и станковыми произведениями, им были сделаны рельефы для обелиска на площади Победы в Минске, статуя Д.И. Менделеева  перед зданием МГУ в Москве. В 1955 г. Андрею Онуфриевичу Бембелю было присвоено звание Народного художника БССР.

В начале 1950-х гг. скульптор создал статую, венчающую павильон Белорусской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве. Это шестиметровая фигура женщины с венком и снопом в руках, сделанная из цемента и облицованная золотой смальтой. Величественная, гармоничная, она напоминает богиню плодородия. Называется композиция “Слава героическому труду колхозного крестьянства”. Интересно, что авторы, пишущие о творчестве Бембеля дают ей разные названия: Э.Петерсон называет её “Беларусь”5, Б.Крепак – “Родная Беларусь”6. В нашей коллекции находится бронзовая модель статуи, высотой 85 см, отлитая  в 1958 г. В документах она  называется “Родина”. Все эти названия ей вполне подходят, и это говорит о глубокой содержательности данного монументально-декоративного образа.

Как и многие советские художники, Бембель на протяжении всей творческой жизни обращался к образу В.И. Ленина. По его проектам в 1930- е гг. были установлены памятники В.И. Ленину в Полоцке и Слуцке (разрушены в годы войны). В послевоенные годы им была создана статуя В.И. Ленина для Публичной библиотеки в Минске, в 1980-м г. – памятник В.И. Ленину в Солигорске.

В фондах Национального художественного музея РБ находится три работы Бембеля разных лет, изображающих В.И. Ленина. Это гипсовый барельеф “В.И. Ленин и И.В. Сталин” 1944–45 гг., портрет В.И. Ленина 1977 г., медь, и композиция “Ленин – вождь” (гипсовая модель выполнена в 1953 г. и передана в Витебский областной  краеведческий музей, отлив из алюминия  сделан в  1966 г.  в мастерских ДОК – 3, в Москве). В этой композиции Ленин изображён выступающим с трибуны: продуман поворот фигуры, жест. Критики упрекали скульптора в том, что неудачно расположено древко знамени, оно пересекает направление протянутой  вперёд руки, нарушает цельность, “пластичность фигуры”7. Замечание справедливо, с ним трудно не согласиться, но, видимо, и здесь автор стремился уйти от традиционного решения и в данном случае поиск не увенчался успехом.

В 1950-е гг. Бембель часто обращался к портрету, изображал людей разных профессий, возрастов, интересов, передавая черты характера своих моделей, сложность внутренней жизни.

Портрет Заслуженного учителя БССР Ивана Васильевича Писарчика выполнен в бронзе, на основании из красного гранита. Асимметричный срез, контрасты светотени, ритм объёмов передают внутреннюю взволнованность.

В 1955 г. в фонд скульптуры поступил портрет Заслуженного врача БССР Сергея Иосифовича Лиоранцевича. Достаточно традиционная композиция, внимание к деталям, спокойные линии силуэта, ступенчатый плинт, изображение Ордена  Ленина на груди придают портрету несколько официальный характер, но выражение лица, доброжелательный взгляд вызывают симпатию, сообщают образу теплоту.

Вместе с этим  бюстом в музей  поступила гипсовая модель портрета  Народного артиста СССР и БССР Павла  Степановича Молчанова. В 1958 г. в бронзолитейных мастерских Академии художеств СССР в Ленинграде был выполнен отлив в бронзе, а гипс передан Гомельскому областному краеведческому музею. Созданный образ неповторимо индивидуален – с естественным поворотом головы, живой мимикой лица, приподнятой бровью. Это человек с сильным характером, большим жизненным и артистическим опытом, известный как актёр широкого творческого диапазона, сыгравший трагические и комические роли в театре, снимавшийся в кино, выступавший как режиссёр.

В результате поездки на Полесье появились новые произведения. Среди них портрет комбайнёра Анастасии Мазуренко – образ сельской труженицы. Глубина индивидуальной характеристики сочетается со стремлением передать типические черты. Гипсовый  портрет поступил в музей  в 1959 г., а в 1960-м был сделан отлив в бронзе, гипс передан в среднюю школу № 90 гор. Минска.

В годы войны в штабе партизанского движения Бембель встречался и лепил с натуры многих героев, в том числе  начальника  Белорусского  штаба  партизанского  движения Петра Захаровича Калинина и Героя Советского Союза, командира 101-й партизанской бригады им. Александра  Невского Дмитрия Тимофеевича Гуляева.

Портрет   П.З. Калинина  выполнен в гипсе в 1944 г.,  отлив в бронзе – в 1960. Гипс передан  средней школе № 4 г. Слонима в 1969 г. Портрет   получил традиционную трактовку, где образу военного командира – человека серьёзного, внутренне собранного, ответственного – соответствует строгий, чёткий силуэт, обобщённо проработанные объёмы.

Портретный этюд Д.Т. Гуляева  был сделан в 1943 г., незадолго до гибели партизана. К его образу скульптор обращался дважды.  К 1960 г. относится погрудный портрет для памятника в городском посёлке Старобин Солигорского района Минской области. В 1967 г. создан портрет,  закупленный для музея в 1968 г. с республиканской выставки “50 лет Октября”. (1967 г.) Как и во многих других работах, скульптор  ищет  выразительное построение, стараясь не повторяться. Общий лаконизм решения отражает время создания  произведения – период “сурового стиля”. В портретах Бембеля из нашего собрания этот – единственный с таким высоким срезом по линии шеи. Используя такой приём, автор привлекает внимание к выражению лица, где достаточно экспрессивная моделировка сочетается с неподвижным взглядом, устремлённым вдаль: герой, его подвиг принадлежат вечности.

В творческом наследии Бембеля  имеются скульптуры, выполненные в мраморе. В наших фондах  – два детских мраморных портрета. “Портрет девочки” создан в 1959 г. Мрамор без тщательной обработки  помогает почувствовать мечтательность девочки-подростка. Портрет сына Алика в мраморе  сделан в 1976 г. с гипсовой модели 1944 г.   Композиция по типу античной гермы – возможно, воспоминание об одном из первых учителей – Михаиле Керзине, который часто обращался к такого рода  композиционному построению.

В музейном собрании среди произведений Бембеля хранится три портрета поэтов. Самый ранний – Адама Мицкевича (гипс), выполнен и поступил в музей в 1956 г. Поэт изображён в полный рост, сидящим,  в момент творческих раздумий, овеянный духом романтизма в соответствии  с поэзией Мицкевича и временем, когда он жил.

В 1970-1980-е гг. скульптор занят поисками новых решений, и об этом  свидетельствует композиция портрета Янки Купалы 1978 г. Бембель несколько раз встречался с Купалой – этот портрет создан по воспоминаниям. Композиция своеобразна, необычна для Бембеля- изображение головы выступает из массива дерева (новый для скульптора материал) и напряжённость внутренней жизни модели словно спрятана  внутри массива.

В момент сложных раздумий предстаёт перед зрителем поэт Александр Блок – одна из последних работ  скульптора, поступивших в музей.

В 1979 г. с  Республиканской выставки был приобретён мраморный портрет оториноларинголога, доктора медицинских наук Марии Викентьевны Мякинниковой  1978 г.

В 1981 г. после персональной выставки в честь 75-летия Андрея Онуфриевича Бембеля в фондах музея появилось ещё 5 его произведений, выполненных в разные годы. В барельефе “Белоруска” (гипс, 1954) создан поэтический обобщённо-декоративный образ. В состоянии творческой сосредоточенности показан в портретном барельефе композитор Григорий Константинович Пукст (гипс, 1961). В портрете студентки Воропаевой (бронза, 1953) изображена юная, размышляющая о чём-то девушка. И ещё два портрета – Владимира Воинова (металл, 1949) и актёра театра им. Янки Купалы, Заслуженного артиста БССР Эдуарда Шапко (гипс, 1955) – удачно пополнили  коллекцию работ А.О. Бембеля.

В августе 1986 г. вместе с уже упоминавшимся портретом А. Блока в музей поступил “Женский портрет”. Видимо, он выполнен в 1950-е гг., и в конкретном образе художник увидел воплощение гармонии, черты идеала.

Как известно, Андрей Бембель принимал участие в выставках с 1927 г. Несмотря на то, что Национальный художественный музей РБ не располагает ранними работами скульптора довоенного периода, произведения, хранящиеся в фонде белорусской скульптуры, дают представление, и достаточно полное, о его творчестве. В фонде имеются рельефы и круглая скульптура, тематические композиции, произведения обобщённо-декоративного характера, разнообразные по композиции портреты. Изображены современники художника и исторические личности. Скульптуры выполнены в различных материалах: бронза, медь, алюминий, мрамор, дерево, гипс. Думается, коллекция произведений Андрея Онуфриевича Бембеля фонда белорусской скульптуры может служить примером того, как должно быть представлено творчество мастера в музее.

Как уже отмечалось, гипсовые модели, принадлежащие когда-то музею, после отливки в бронзе передавались в другие музеи и различные организации (к примеру, в школы). На мой взгляд, этого делать не следовало: гипсовые модели и отлитые в бронзе скульптуры должны находиться в одном собрании. Гипсовая модель – это определённый этап работы скульптора, и её сравнение с отливом интересно для характеристики творчества художника, а также может заинтересовать и зрителя: иногда можно было бы устраивать выставки, на которых показаны рядом гипс и бронза.

Большинство работ Бембеля довольно часто экспонируется. “Николай Гастелло”, “Ленин-вождь”, “Родина”, портреты П.С. Молчанова Д.Т. Гуляева, И.В. Писарчика в какие-то периоды или всегда находились в залах постоянной экспозиции белорусского искусства. Другие экспонаты нередко выдавались на выставки. На сегодняшний день две работы находятся на выставках: “Портрет комбайнёра Анастасии Мазуренко” – в филиале Национального художественного музея РБ в Гольшанах на выставке “Грани белорусской скульптуры”, “Портрет Павла Молчанова” – в музее Истории театральной и музыкальной культуры.

         В экспозиции нового здания музея работы Андрея Онуфриевича Бембеля займут достойное место.

 

1 Орлова М. Андрей Онуфриевич Бембель.  Москва, 1958. С. 28

2 Там же. С. 29.

3 Художники Советской Белоруссии. Минск, 1976. С. 42–43.

4 Крэпак Б.А. Андрэй Бембель. Мінск,1988. С. 16–18.

5 Петэрсон Э. Андрэй Бембель. Мінск, 1980. С. 26.

6 Крэпак Б.А. Андрэй Бембель. Мінск, 1988. С. 19.

7 Орлова М. Андрей Онуфриевич Бембель. Москва,1958, стр. 39.

Шапошникова Е.Д.

публикуется по материалам научно-информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 6, 2005.  Мн., "Белпринт", 2007, стр. 164–171.

При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА